ISSN 1999-6934

Научно-технический журнал

ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

                                                                                                     Издается с 2001 г.

Июнь 2018 г.                                     № 3                          Выходит 6 раз в год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

 

Алиев В.И., Габибов И.А., Наджафкулиева Р.С. Анализ и усовершенствование расчетной формулы по определению реальной производительности нефтегазопромысловых поршневых компрессоров (стр. 5‑10)

 

Михайленко А.И. Анализ и диагностика газотурбинных установок ГТЭ 6/6,3 МС (стр. 11‑14)

 

Ясашин В.А., Бабенко Д.Д., Сычев А.М. Оценка соответствия газового оборудования на месторождении (газожидкостный сепаратор) (стр. 15‑22)

 

РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

 

Петров В.Н., Оснос В.Б. Инновационная технология одновременно-раздельной добычи для оборудования вертикальных многопластовых скважин (стр. 23‑26)

 

Гареев А.А. Технология эксплуатации электроцентробежных насосов без отложения солей (постановка задачи) (стр. 27‑31)

 

Хостикоев М.З., Тимирязев В.А., Левитский Д.Н., Карелин И.Н. Погрешности обработки резьбовых соединений труб нефтяного сортамента (стр. 32‑35)

 

НОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

 

Нижник А.Е., Паранук А.А., Хрисониди В.А. Совершенствование установки очистки газа от диоксида углерода (стр. 36‑38)

 

Богомолов Р.М., Сериков Д.Ю. Виброгаситель-калибратор (стр. 39‑43)

 

Евдокимов А.П. Расчётная оценка крутильных колебаний механического привода буровых установок (стр. 44‑47)

 

Сериков Д.Ю. Совершенствование геометрии вооружения шарошечного пилотного долота и расширителя (стр. 48‑54)

 

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

Исмайлова Г.Г., Кутукова Н.Г. Пути усовершенствования электрической защиты подземных металлических сооружений (стр. 55‑59)

 

Ивашов Д.А., Гиниятов Р.М., Казанцев М.Н., Флегентов И.А., Лонкин Б.В., Григорьев А.П. Современная конструкция компактной задвижки для вантузов трубопроводов (стр. 60‑67)

 

Лялькина Г.Б., Смирных А.А. Модель управления безопасностью процесса очистки цистерн от нефтепродуктов на промывочно-пропарочной железнодорожной станции "Осенцы" (стр. 68‑72)

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАТЬЯХ

 

УДК 621.512          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-5-10

 

АНАЛИЗ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
РАСЧЕТНОЙ ФОРМУЛЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫХ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ (с. 5)

 

Васиф Иззат Алиев, докт. техн. наук, профессор

 

Научно-исследовательский институт " Геотехнологические проблемы нефти, газа и химия"

AZ1010, Азербайджан, г. Баку, ул. Д. Алиевой, 227,

e-mail: h.ibo@mail.ru

 

Ибрагим Абульфаз Габибов, докт. техн. наук, профессор,

Рабия Сейдулла Наджафкулиева, ассистент кафедры "Инженерная графика"

 

Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности

AZ1010, Азербайджан, г. Баку, пр. Азадлыг, 34,

e-mail: rabiya.nadjafkuliyeva@gmail.com

 

В технологических процессах компрессорной газлифтной добычи нефти и газа и транспортировки с промыслов к потребителю природного газа среднего и низкого давления, а также транспортировки попутного нефтяного газа низкого давления эксплуатируется большой парк нефтегазопромысловых поршневых компрессорных агрегатов. В последние 40 лет в процессе эксплуатации эти компрессоры не показывали своей производительности согласно техническому паспорту завода-изготовителя по одной известной причине: технологические параметры давления, объема, температуры природного или попутного нефтяного газа в процессе эксплуатации нефтегазовых скважин часто меняются. Рассмотрено решение задачи по определению реальной производительности нефтегазопромысловых поршневых компрессорных агрегатов путем разработки эмпирического коэффициента потери, учитывающего условия частого изменения технологических параметров газа, поступающего на прием агрегатов для его дожатая и внесения его в общую формулу по определению производительности.

 

Ключевые слова: газлифтная добыча; поршневые компрессорные агрегаты; природный и попутный нефтяной газ; эмпирический коэффициент; технический паспорт; технологические параметры.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 621.438          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-11-14

 

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК ГТЭ 6/6,3 МС (с. 11)

 

Алексей Игоревич Михайленко, аспирант

 

ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет"

625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 38

            

В статье исследованы практические подходы к проведению термогазодинамической диагностики газотурбинных установок (ГТУ). Проведен анализ основных подходов к проведению диагностики ГТУ, современных теоретико-методологических и прикладных разработок в этой области, проведенных российскими исследователями. Рассмотрены интегральные методы оценки технического состояния ГТУ, дифференциальный и частично дифференциальный методы поузловой диагностики, применение специального программного обеспечения для параметрической диагностики, использование методов неразрушающего контроля для определения скрытых внутренних дефектов узлов и агрегатов. Обоснованы создание и внедрение параметрического паспорта ГТУ, который впоследствии поможет эксплуатирующим предприятиям оценивать качество ремонта и производить эффективную оценку текущего состояния ГТУ. Исследованы рабочие режимы работы ГТЭ 6/6,3 МС. На практическом примере рассмотрено применение термогазодинамической диагностики в условиях эксплуатации, при этом использован ограниченный перечень номинальных и рабочих параметров проточной части привода. Диагностические функции выполнила система автоматического управления (САУ) в составе агрегата ГТЭ 6/6,3 МС.

 

Ключевые слова: газотурбинная установка; газотурбинный двигатель; диагностика; технология; испытательный стенд; методика.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.691.4.05          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-15-22

 

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА МЕСТОРОЖДЕНИИ
(ГАЗОЖИДКОСТНЫЙ СЕПАРАТОР) (с. 15)

 

Виталий Анатольевич Ясашин, докт. техн. наук,

Дарья Дмитриевна Бабенко, магистрант

 

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65, корп. 1,

e-mail: yasashin@rambler.ru, babenkodd@inbox.ru

 

Алексей Михайлович Сычев, ведущий инженер

 

АО "Транснефть–метрология"

127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, 16, корп. 1,

e-mail: s1968@mail.ru

 

Газ, поступающий из скважин, необходимо подготовить к транспортировке конечному пользователю. Наличие в газе жидких углеводородов или влаги, агрессивных и механических примесей усиливает коррозию, увеличивает потребную мощность компрессорных агрегатов, способствует забиванию линий контрольно-измерительных и регулирующих приборов. Кроме этого, пыль и механические примеси способствуют износу оборудования, а осаждаясь на поверхностях теплообменных аппаратов, ухудшают их тепловые характеристики. Все это снижает надежность работы технологических систем, увеличивает вероятность аварийных ситуаций на компрессорных станциях и газопроводах.

Чтобы удалить из сырья вредные компоненты, непосредственно на месторождениях устанавливают газожидкостные сепараторы.

В статье представлена конструктивная схема сепаратора газожидкостного вертикального вихревого типа (СЦВ) как объекта, являющегося первой ступенью газообработки.

Проведен анализ требований отечественных стандартов к газожидкостным сепараторам в области испытаний с рассмотрением стендовой базы испытаний. В рамках предлагаемых сертификационных испытаний по подтверждению соответствия представлены испытания качества сепарационного блока по степени сепарации, на герметичность, качества сварного шва на прочность.

Проведен сравнительный анализ отечественного газожидкостного сепаратора с его зарубежным аналогом.

 

Ключевые слова: газожидкостный сепаратор; качество; стандарт; испытания; нефтегазовое оборудование; сертификация.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.276.56.05          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-23-26

 

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОДНОВРЕМЕННО-РАЗДЕЛЬНОЙ ДОБЫЧИ
ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ МНОГОПЛАСТОВЫХ СКВАЖИН (с. 23)

 

Владимир Николаевич Петров, канд. техн. наук, заведующий лабораторией,

Владимир Борисович Оснос, канд. техн. наук, ведущий инженер

 

"ТатНИПИнефть" ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина

423200, Россия, Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. М. Джалиля, 32,

e-mail: petrov@tatnipi.ru

 

Современные технологии одновременно-раздельной эксплуатации (ОРЭ) двух и более пластов одной скважиной в настоящее время используются повсеместно для разработки многопластовых месторождений. Однако известные технологии для одновременно-раздельной добычи (ОРД) жидкости не позволяют эксплуатировать добывающую скважину без извлечения оборудования для ОРД при переводе скважины на одновременную эксплуатацию совместных пластов. Именно поэтому с целью повышения технико-экономической эффективности разработки в качестве инновационного технического решения представлена новая технология для ОРД. Основными техническими задачами представленной технологии являются упрощение обслуживания и экономия времени при переключении клапанов за счет исключения спускоподъемных операций.

 

Ключевые слова: одновременно-раздельная добыча; многопластовая скважина; регулируемый клапан; продуктивный пласт; патрубок; пакер.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.276.054.23          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-27-31

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ
БЕЗ ОТЛОЖЕНИЯ СОЛЕЙ (ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ) (с.27)

 

Адиб Ахметнабиевич Гареев, канд. техн. наук, инженер II категории НГДУ "Нижнесортымскнефть"

 

ОАО "Сургутнефтегаз"

628447, Россия, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, п. Нижнесортымский, ул. Энтузиастов, 12,

e-mail: adibg@mail.ru

 

Статья является продолжением ранее развиваемой автором идеи – теории отложения солей на нагреваемых поверхностях при их соприкосновении с рассолами, какими являются попутно добываемые воды. Анализируются возможности эксплуатации установок электроцентробежных насосов без отложения солей путем регулирования теплового режима насоса.

 

Ключевые слова: эксплуатация осложненного фонда скважин; ЭЦН низкой производительности; отложения солей в установках ЭЦН; регулирование технологического режима эксплуатации.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.276.054.3          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-32-35

 

ПОГРЕШНОСТИ ОБРАБОТКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТРУБ
НЕФТЯНОГО СОРТАМЕНТА (с. 32)

 

Михаил Заурбекович Хостикоев, д-р техн. наук, профессор кафедры "Стандартизация, сертификация и управление качеством производства нефтегазового оборудования",

Дмитирий Николаевич Левитский, докт. техн. наук, профессор, зав. кафедрой "Теоретическая механика",

Игорь Николаевич Карелин, докт. техн. наук, профессор кафедры "Стандартизация, сертификация и управление качеством производства нефтегазового оборудования"

 

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65,

e-mail: khostikoevmz@mail.ru

 

Владимир Анатольевич Тимирязев, докт. техн. наук, профессор кафедры "Технология машиностроения"

 

МГТУ "Станкин"

127055, Россия, г. Москва, Вадковский пер., 3а

 

Большинство резьб на трубах, применяемых в нефтяной промышленности, являются коническими. В процессе эксплуатации на резьбовые соединения труб нефтяного сортамента воздействуют статические и динамические знакопеременные нагрузки, при этом прочность резьбового соединения в процессе его эксплуатации снижается вследствие интенсивного износа резьбы.

Нарезание всех видов конических резьб на трубах нефтяного сортамента осуществляется преимущественно точением и состоит из 3 стадий:

1. Стадия неустановившегося процесса (этап врезания инструмента – на 1–2 витках резьбы, следующих за заходной фаской);

2. Стадия установившегося процесса (процесс нарезания основной части резьбы);

3. Стадия неустановившегося процесса (этап выхода инструмента – последние 1–2 витка резьбы перед выходной фаской).

Динамические погрешности стадии неустановившегося процесса резьботочения, обусловлены одновременным изменением осевой (Px) и радиальной (Py) составляющих силы резания и изменением соответствующих им упругих отжатий технологической системы. В процессе обработки эти погрешности суммируются: ошибки шага и формы профиля резьбы (составляющая Px) суммируются с ошибками диаметральных размеров резьбы (составляющая Py).

Для устранения погрешностей обработки необходимо учитывать величины радиальных отжатий инструмента при его установке в исходное положение для выполнения каждого продольного прохода, а также учитывать величины осевых отжатий инструмента на стадиях врезания и выхода (в пределах первого и последнего оборотов заготовки).

Исследованиями установлены механизм возникновения динамических погрешностей обработки на стадии неустановившегося процесса резьботочения и возможность управления точностью формирования диаметральных размеров и шагов резьб. Определены характер и способ непрерывного активного воздействия на возникающие погрешности обработки резьб на основе компенсации радиальных и осевых упругих перемещений инструмента посредством текущего корректирования величин его поперечных и продольных подач.

 

Ключевые слова: резьботочение; погрешности обработки резьб; упругие перемещения инструмента; динамические погрешности резьботочения; компенсация погрешностей обработки.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 66.074          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-36-38

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТАНОВКИ ОЧИСТКИ ГАЗА
ОТ ДИОКСИДА УГЛЕРОДА (с. 36)

 

Алексей Ефстафьевич Нижник, д-р техн. наук, профессор кафедры ИД и ТД филиала в пос. Яблоновском,

Арамбий Асланович Паранук, канд. техн. наук, доцент кафедры ИД и ТД филиала в пос. Яблоновском,

Виталий Алексеевич Хрисониди, старший преподаватель кафедры ИД и ТД филиала в пос. Яблоновском

 

ФГБОУ ВО "Майкопский государственный технологический университет"

385140, Россия, Республика Адыгея, пос. Яблоновского, ул. Сязи, 11,

e-mail: rambi.paranuk@gmail.com, comhrisonidi_vital@mail.ru

 

В статье приводятся описание модернизированной схемы процесса абсорбций метанолом (CH3OH) для очистки нефтяных попутных газов и природного газа с высоким содержанием диоксида углерода CO2, а также последующая конверсия CO2 в метанол и возврат полученного продукта на технологические нужды. Разработана универсальная технологическая схема, которая может быть применена на большинстве месторождений нефти и газа с повышенной степенью осушки нефтяных и природных газов за счет внедрения целого ряда технических решений.

 Предложенная авторами технологическая схема основана на достаточно высокой осушке метанола при помощи дополнительного блока адсорбционной осушки газа на цеолитах марки CaA, которые позволяют достичь высоких показателей осушки газа после абсорбции.

 

Ключевые слова: абсорбция; цеолит марки CaA; абсорбер; метанол; природный газ; нефтяной попутный газ; колонна высокого давления; диоксид углерода.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.24.05          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-39-43

 

ВИБРОГАСИТЕЛЬ-КАЛИБРАТОР (с. 39)

 

Родион Михайлович Богомолов, д-р техн. наук, проф.

 

ФГБОУ ВО "Самарский государственный технический университет"

443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

 

Дмитрий Юрьевич Сериков, канд. техн. наук, доцент

 

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65,

е-mail: serrico@rambler.ru

 

Представлены результаты работы, направленной на совершенствование конструкций наддолотных виброгасителей-калибраторов.

При работе на забое бурового инструмента бурильная колонна постоянно испытывает сильные продольные и поперечные колебания, значительно ускоряющие износ инструмента и снижающие показатели бурения. Если при этом колебания входят в резонанс, стойкость бурового инструмента катастрофически уменьшается. Для снижения вредного влияния продольных и поперечных колебаний в компоновку бурильной колонны вводят самые различные опорно-центрирующие элементы – центраторы, калибраторы, стабилизаторы и другие устройства.

В настоящей статье представлены результаты исследований и разработки инновационной конструкции виброгасителя-калибратора, позволяющей обеспечить при бурении глубоких скважин одновременно калибрование стенки скважины и значительное снижение поперечных колебаний бурильной колонны. Это способствует повышению стойкости бурового инструмента и эффективности бурения.

 

Ключевые слова: буровое шарошечное долото; алмазное долото PDC; центратор; калибратор; виброгаситель; продольные и поперечные колебания бурильной колонны; наддолотный амортизатор для шарошечного бурения; промывочные каналы в корпусах устройств; упругие пружинные устройства; соединение деталей типа "ласточкин хвост"; компоновка бурильной колонны.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.242.2          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-44-47

 

РАСЧЕТНАЯ ОЦЕНКА КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ
МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА БУРОВЫХ УСТАНОВОК (с. 44)

 

Алексей Петрович Евдокимов, д-р техн. наук, профессор кафедры технической механики

 

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65,

e-mail: a_evdo@mail.ru

 

В статье приводятся результаты вычисления крутильных колебаний элементов силовых приводов буровых установок с различной крутильной жёсткостью упругих элементов шинно-пневматических муфт. По полученным результатам обоснован выбор упругих элементов в зависимости от их крутильной жёсткости. Основанием для выбора оболочек являются полученные результаты вычислений резонансных амплитуд крутильных колебаний.

 

Ключевые слова: упругий элемент; шинно-пневматическая муфта; амплитуда; крутильные колебания; резонанс; динамический момент.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.24.051          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-48-54

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГЕОМЕТРИИ ВООРУЖЕНИЯ
ШАРОШЕЧНОГО ПИЛОТНОГО ДОЛОТА И РАСШИРИТЕЛЯ (с. 48)

 

Дмитрий Юрьевич Сериков, канд. техн. наук, доцент

 

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65,

е-mail: serrico@rambler.ru

 

В статье представлены результаты работы, направленной на совершенствование геометрии вооружения бурового снаряда, состоящего из шарошечного пилотного долота и расширителя. На основе сравнительного анализа кинематики шарошек пилотного долота и наддолотного шарошечного расширителя было установлено, что, как правило, вершинные венцы шарошек долота работают с пробуксовкой вооружения, а периферийные – в режиме подтормаживания. Однако как только эти же шарошки разносятся на более значительное расстояние от оси вращения буровой колонны, картина резко меняется. В некоторых случаях вершинные венцы начинают подтормаживать, а периферийные – работать в режиме пробуксовки. Это объясняется тем, что при удалении шарошки (с сохранением наклона цапфы лапы по отношению к оси вращения буровой колонны) меняется положение мгновенной оси вращения.

Одним из перспективных способов, позволяющих повысить эффективность очистки призабойной зоны, является оснащение шарошечного бурового инструмента косозубым вооружением. Данный тип вооружения превращает зубчатые венцы шарошек в мини-шнеки, которые в зонах пониженных скоростей потока промывочной жидкости механически эвакуируют шлам в заданном направлении. Если прямозубое вооружение работает с образованием равномерного бурта и равностороннего отвала, то косозубое, с первых моментов внедрения зуба в поверхность забоя, образует конусоподобный бурт с преимущественным отвалом выбуренной породы в сторону наклона зубьев вооружения. Это позволяет не только снижать изгибающие нагрузки, действующие на зуб в процессе его работы, но и задавать направление эвакуации шлама.

С целью повышения эффективности совместной работы пилотного шарошечного долота и расширителя за счет увеличения разрушающей способности их зубчатого вооружения и более качественной очистки забоя от разрушенной породы были разработаны новые конструкции шарошечного бурового долота и расширителя с косозубым вооружением.

Использование на практике пилотного шарошечного долота и расширителя с новой геометрией косозубого вооружения, обеспечивающей более эффективное механическое и гидравлическое удаление шлама с поверхностей кольцевых участков забоя скважин большого диаметра, позволит повысить проходку и механическую скорость бурения стволов большого диаметра и тем самым снизить себестоимость проведения буровых работ.

 

Ключевые слова: шарошечное буровое долото; мгновенная ось вращения; косозубое вооружение; шарошечный расширитель.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 620.193.7          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-55-59

 

ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ПОДЗЕМНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (с. 55)

 

Г.Г. Исмайлова, Н.Г. Кутукова

 

Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности

AZ1010, Азербайджан, г. Баку, просп. Азадлыг, 20,

e-mail: gulgaz77@mail.ru

 

В статье рассмотрено влияние различных факторов на коррозионные процессы, происходящие в подземных металлических трубопроводах. Такими факторами являются электрическое сопротивление земли, влажность, расстояние от компрессорной станции. На основе экспериментальных данных построены кривые и получены соответствующие формулы, а также предложены оптимальные варианты электрической защиты.

 

Ключевые слова: скорость коррозии; коррозионные отказы; металлические трубопроводы; свойства грунта; потенциал.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 621.6          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-60-67

 

СОВРЕМЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ КОМПАКТНОЙ ЗАДВИЖКИ
ДЛЯ ВАНТУЗОВ ТРУБОПРОВОДОВ (с. 60)

 

Дмитрий Александрович Ивашов, технический директор,

Борис Викторович Лонкин, главный конструктор департамента импортозамещения,

Алексей Павлович Григорьев, ведущий конструктор отдела расчетов

 

ООО "ЦНИПИ СТАРК"

115054, Россия, г. Москва, Большой Строченовский пер., 7, оф. 407,

e-mail: d.ivashov@instark.ru, b.lonkin@instark.ru, a.grigorev@instark.ru

 

Радик Миннеахметович Гиниятов, ведущий научный сотрудник Лаборатории механо-технологического оборудования,

Максим Николаевич Казанцев, заместитель директора Центра механо-энергетического оборудования и энергоэффективных технологий,

Илья Александрович Флегентов, заведующий Лабораторией механо-технологического оборудования

 

ООО "НИИ Транснефть"

117186, Россия, г. Москва, Севастопольский просп., 47А,

e-mail: GiniyatovRM@niitnn.transneft.ru, KazancevMN@niitnn.transneft.ru, FlegentovIA@niitnn.transneft.ru

 

В статье представлены основные особенности современной конструкции компактной задвижки, применяемой на вантузах трубопровода при откачке/закачке/впуске/выпуске в трубопровод продукта при выполнении плановых и аварийных работ. Исходя из особенностей эксплуатации вантузов трубопроводов, формируются основные требования к трубопроводной арматуре, применяемой при выполнении работ на них. В статье приведены: основные требования, предъявляемые к арматуре, применяемой на вантузах трубопровода; сравнительный анализ конструкций трубопроводной арматуры, применяемой на вантузах трубопровода с разработанной конструкцией компактной задвижки. На основе анализа основных требований, предъявляемых к трубопроводной арматуре вантузов трубопровода и анализа конструкций трубопроводной арматуры для вантузов трубопроводов, была разработана компактная задвижка для вантузов трубопроводов DN 200 PN 12,5 МПа с плоскопараллельным узлом затвора. Рассмотрены особенности функционирования уплотнительной пары шибер–седло компактной задвижки для вантузов трубопроводов. В результате проведения опытно-конструкторской работы была разработана конструкторская документация и изготовлен опытный образец задвижки DN 200 PN 12,5 МПа, который прошел приемочные испытания согласно программе и методике приемочных испытаний.

 

Ключевые слова: арматура трубопроводная; задвижка компактная; задвижка; вантуз трубопровода; трубопровод; запирающий элемент.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.692.6:629.463.32.004.55          DOI: 10.30713/1999-6934-2018-3-68-72

 

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ
ЦИСТЕРН ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ПРОМЫВОЧНО-ПРОПАРОЧНОЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ "ОСЕНЦЫ" (с. 68)

 

Галина Борисовна Лялькина, д-р физ.-мат. наук, профессор,

Анастасия Анатольевна Смирных, студентка горно-нефтяного факультета

 

ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский просп., 29,

e-mail: gblyalkina@mail.ru, bg@pstu.ru

 

Проблема предотвращения человеческих и материальных потерь на предприятиях нефтегазового комплекса остается актуальной и требует разработки моделей управления безопасностью технологических процессов нефтепереработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов, в том числе процессов очистки вагонов от остатков нефтепродуктов и других опасных грузов и подготовки их к дальнейшей эксплуатации.

В статье предлагается модель управления безопасностью технологического процесса очистки вагонов от остатков нефтепродуктов на промывочно-пропарочной станции (ППС) "Осенцы" Свердловского отделения Российской железной дороги (РЖД).

Составлен реестр основных производственных ситуаций, выполнен анализ процессов управления технологическими процессами доставки вагонов, технического и коммерческого осмотров, возможного ремонта, определения рода груза, дегазации, холодной и горячей обработки, внутренней и наружной очистки цистерн и т. д. Выявлены основные группы причин, приводящих к инцидентам и возможным аварийным ситуациям (АС): несанкционированное движение подвижного состава при подаче вагонов и ограждении состава, нарушение технологии работ в процессах лабораторного анализа и физико-химической обработки цистерн, а также нарушение требований охраны труда работниками станции.

На основе анализа взаимосвязей производственных ситуаций и вариантов управляющих воздействий строится модель управления безопасностью технологического процесса на ППС, на основе которой предложен ряд технических и организационных мероприятий по совершенствованию процесса управления техносферной безопасностью на ППС.

 

Ключевые слова: нефть и нефтепродукты; очистка цистерн; промывочно-пропарочная станция; инциденты и аварийные ситуации; модель управления техносферной безопасностью.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

 

ОАО «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Главная страница журнала