ISSN 1999-6942

Scientific-economic journal

PROBLEMS OF ECONOMICS

AND MANAGEMENT OF OIL AND GAS COMPLEX

February 2015                                              ¹ 2                                      12 issues per year

 

CONTENŅS

 

STRATEGY

 

Ponomarev V.N. "Integrated safety and security of industry and energetics" Technological Platform is the basis of technological modernization of the country (p. 4-12)

 

Ilinsky A.A. The role of ″Alternative sources of hydrocarbons″ Technological Platform in solving of strategic objectives in oil and gas industry (p. 12-17)

 

Berezhnaya L.I., Livshits F.N. And you are also right… Some aspects in relation to the problem of formation of oil world price (p. 18-23)

 

ECONOMICS

 

Idigova L.M., Khadjieva M.M., Amadaev A.A. Establishment of the Chechen Republic oil and gas company: urgency and practical possibilities (p. 23-27)

 

Bogatkina Yu.G., Eremin N.A., Lyndin V.N. Some problems in relation to taxation of independent oil companies in Russia (p. 28-31)

 

Poleshchuk M.S. Analysis of innovative activity priority guidelines of russian and foreign oil and gas companies (p. 31-37)

 

Lutsenko G.L. Electricity options as a mechanism of investors’ activity stimulation (p. 38-42)

 

ORGANIZATION AND MANAGEMENT

 

Berezina A.A. Applicability of a smart field concept in response to the modern problems of oil and gas producing industry (p. 42-46)

 

Information on the articles (p. 47-51)

 

 

Information on the articles

 

UDC 553.98.042.003.1(470+571)

 

"INTEGRATED SAFETY AND SECURITY OF INDUSTRY AND ENERGETICS"

TECHNOLOGICAL PLATFORM IS THE BASIS OF TECHNOLOGICAL MODERNIZATION

OF THE COUNTRY (š. 4)

 

Vladimir Nikolaevich Ponomarev

 

Institute of Problems of Safe Development of Nuclear Energy Industry, RAS

52, Bolshaya Tulskaya str., 115191, Moscow, Russian Federation,

e-mail: vnp1945@mail.ru

 

The article describes the technological platforms activities, which are a communication tool aimed at stepping up efforts to develop advanced commercial technologies, new products (services) to attract additional resources for research and development, formed on the basis of public-private partnership, to improve the regulatory legal framework in the field of science and technology, innovation development. The problems and difficulties that arise in the way of technological platforms development are considered as well. The large part of the article deals with the "Integrated Safety and Security of Industry and Energy" Technological Platform (TP ISSIE), approved under the number 34 by the decision of the Council on economic modernization and innovative development of Russia under the President of the Russian Federation. on 31.07.2013.

It is an analogue of the "Industrial Safety" European Technology Platform.

Its coordinators are as follows: Institute of Problems of Nuclear Energy Safe Development of RAS and "Kurchatov Institute" Scientific and Research Center. In recent years, N.E. Bauman Moscow State Technical University joined the organizers.

Arguments in favor of the thesis that the requirement to provide the technological, industrial and energy safety and security determine the direction of the vector for technological modernization of the country.

 

Key words: economy; industry; energy; technological platform; mechanism of public-private partnerships; legal and regulatory framework; innovative development; integrated security; modernization of the economy.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 553.98.042.003.1 (470+571)

 

THE ROLE OF "ALTERNATIVE SOURCES OF HYDROCARBONS"

TECHNOLOGICAL PLATFORM IN SOLVING OF STRATEGIC OBJECTIVES

IN OIL AND GAS INDUSTRY (š. 12)

 

Alexander Alexeevich Ilinsky

 

All-Russian Petroleum Research Exploration Institute (FGUP VNIGRI)

39, Liteyny prosp., 191014, St.-Petersburg, Russian Federation,

phone: 8 (812) 579-95-84,

fax: 8 (812) 275-57-56,

e-mail: ailinsky@vnigri.ru

 

The article describes the prerequisites of formation of the "Alternative Sources of Hydrocarbons" Technological Platform. Contemporary problems and effectiveness of the current system of subsoil use while developing and exploiting alternative sources of hydrocarbons are defined. Strategic objectives, structure, priority projects and program activities ("Roadmap") of "Alternative Sources of Hydrocarbons" Technological Platform are determined as well.

 

Key words: problematic field; alternative and hardly-recoverable raw hydrocarbon sources; technological platform; testing fields; roadmap.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 338.5

 

AND YOU ARE ALSO RIGHT…

SOME ASPECTS IN RELATION TO THE PROBLEM

OF FORMATIONOF OIL WORLD PRICE (š. 18)

 

Lyudmila Ilinichna Berezhnaya,

F.N. Livshits

 

I. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

65, Leninsky prosp., 119991, Moscow, Russian Federation,

e-mail: efram123@walla.com

 

It is known that oil prices in the world market are influenced by a number of factors. The article presents only those factors that are relevant to contemporary events and will be considered sequentially, by increasing the degree of their priority.

The purpose of the article is to consider the most important factors that influenced the export prices decrease of crude oil in the world market and, if possible, to provide an overall picture of events in the range of information available.

Geopolitical factor means that it is possible that the current decline in oil prices is the result of collusion of several major players in the market, including the United States and the Middle East.

Fundamental factors witness the fact that rates of global economy growth became slow thus leading to oil consumption reduction.

Financial factors say that today derivatives create huge profits for a narrow circle of people, bypassing production of goods and services as well as real economy. It is believed that the current system of oil trade allows the major players to move oil prices in the right direction. Experts estimate that value of speculative component makes from 20 up to 60 % of oil export price.

Psychological effect of speculation on the traders working with physical oil lies in the fact that they are constantly engaged in monitoring of a futures market, taking its traffic for the real trend of the expected price changes and, accordingly, adjust their prices.

 

Key words: oil world price; export prices decline; factors; geopolitics; the world economy; growth rate; Exchanges; oil trade system; derivatives; psychological factors; "shale revolution"; expectations.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 338.45.01

 

ESTABLISHMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC OIL AND GAS COMPANY:

URGENCY AND PRACTICAL POSSIBILITIES (š. 23)

 

Lalita Musaevna Idigova,

Mariam Mauldynovna Khadjieva

 

AGI the Academy of Sciences of the Chechen Republic

13, Revolutsia prosp., 364024, Grozny, the Chechen Republic, Russian Federation,

phone/fax: 8 (8712) 22-26-76,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

Anzor Aslambekovich Amadaev

 

Chechen State University

32, A. Sheripova str., 364051, Grozny, the Chechen Republic, Russian Federation,

phone/fax: 8 (8712) 22-23-04,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

The possibilities and targeted strategic guidelines of establishing of a new oil and gas company in the Chechen Republic as well as relevance of this event and the practical possibilities are considered. Oil and gas complex of the Chechen Republic is a resource-consuming and high-tech sectors of the activity. The Republic has sources of valuable natural raw resources, rich experience in oil production and processing as well as large amounts of wastes.

Availability in the region of significant prospective-predicted oil resources of C3 + D1-2 category allows relying on essential growth of the proven reserves in future. There are prerequisites to support oil production by discovering of new oil deposits and by developing of new methods providing oil recovery enhancement out of productive formations. The country is aware of numerous deposits of heavy oil, bitumen and oil shale, the prospect of the development of which is still poorly understood. Oil production from the deposits of the Pre-Caspian shelf is planned in the vicinity of the Republic in the coming years. That’s why, it will be important to develop oil and gas producing and processing companies not as the industry locomotive, but as its basic complex.

 

Key words: oil company; resource-consuming technologies; oil processing; recoverable oil resources.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 336.2:622.276

 

SOME PROBLEMS IN RELATION TO TAXATION

OF INDEPENDENT OIL COMPANIES IN RUSSIA (28)

 

Yulia Gennadievna Bogatkina,

Nikolay Alexandrovich Eremin

 

Oil and Gas Research Institute Russian Academy of Sciences (OGRI RAS)

3, Gubkin str., 119333, Moscow, Russian Federation,

phone: (499) 331-61-95, 134-16-69,

e-mail: ubgt@mail.ru

 

Viktor Nikolaevich Lyndin

 

I. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

65, Leninsky prosp., 119991, Moscow, Russian Federation

 

The article discusses the model of full taxation and the model of a simplified scheme of taxation (USN) adopted for the economic evaluation of the effectiveness of oil fields development owned by Russian independent oil companies (IOCs). It is shown that for small fields with hardly-recoverable oil reserves use of the full taxation makes investment projects economically inefficient because of heavy tax pressure. Significant reduction of the tax burden can be carried out at the expense of adopting of a graduated rate of Mineral Production Tax as well as transition to Simplified Tax System. However, the latter is not feasible for all oil companies. Relevant is the fact that the flexible use of the tax regime for IOCs should promote innovation and investment developments in the oil and gas industry, creation of additional opportunities for participants and achievement of a balance between public and corporate interests.

 

Key words: economic evaluation; oil and gas investment project; taxation model; independent oil companies; design decisions.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 622.323.003.1

 

ANALYSIS OF INNOVATIVE ACTIVITY PRIORITY GUIDELINES

OF RUSSIAN AND FOREIGN OIL AND GAS COMPANIES (š. 31)

 

Maxim Sergeevich Poleshchuk

 

Ufa State Technical University

1, Kosmonavtov str., 450062, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation,

phone/fax: 8 (347) 252-56-00,

e-mail: m_poleshchuk@inbox.ru

 

The article is devoted to the analysis of Russian vertically integrated oil companies’ innovation activity and its comparison to the foreign oil and gas companies’ innovation activity. In recent years there is a trend towards replacement of traditional hydrocarbon sources by unconventional hydrocarbons and alternative energy sources. Russian companies are currently focused on solving short-term objectives aimed at improving operating efficiency. Their innovative activity is almost not focused on the medium term (unconventional hydrocarbons) and long term (alternative energy). The focus of foreign oil and gas companies, in contrast, is shifted to the development of unconventional hydrocarbons and particularly to the use of renewable energy sources. To maintain the technological balance and to preserve the competitiveness Russian companies should implement technologies in unconventional hydrocarbons extraction and to develop alternative energy. To do this they need to possess the tools required for managing the implementation of projects that will be developed with account the risks, the potential of innovation and design activities of a company and others.

 

Key words: innovation activity; vertically integrated oil companies; oil and gas companies; alternative energy.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 338.49

 

ELECTRICITY OPTIONS AS A MECHANISM

OF INVESTORS’ ACTIVITY STIMULATION (š. 38)

 

Galina Leonidovna Lutsenko

 

National Research University "Higher School of Economics" St.-Petersburg branch (NRU HSE – St.-Petersburg)

16, Soyuza Pechatnikov str., 190008, St.-Petersburg, Russian Federation,

phone: 8(812)560-00-91,

e-mail: lytsenko_gail@list.ru

 

The paper considers possibility of using of the electric power options as an alternative to power supply agreements to stimulate investors’ activity in the energy market. The practice of electric power options use in different countries is studied and the assessment of possibility of its introduction in the Russian market is fulfilled. The results of the research reveal the fact that hedging with electric power options use is a promising tool, capable to share risks among market agents and thus to improve the investors’ reaction to market signaling. On the other hand, investors preserve their investment motives due to uncertainty lowering as compared with the free market fluctuations. The strategy of combining the option-based approach with other tools of energy market regulation is also examined in this paper. It is shown that option mechanism in the whole increases stability of electric power market.

 

Key words: investments; electric power options; electric power market; option pricing models.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 338.012

 

APPLICABILITY OF A SMART FIELD CONCEPT IN RESPONSE

TO THE MODERN PROBLEMS OF OIL AND GAS PRODUCING INDUSTRY (š. 42)

 

Alina Andreevna Berezina

 

"Mining" National Mineral Resources University

2, Dvadtsat pervaya liniya, Vasilievsky ostrov, 199106, St.-Petersburg, Russian Federation,

phone/fax: 8 (812) 328-82-53,

e-mail: berezina.ali@yandex.ru

 

Despite the importance and significance of the sustainable development in oil and gas sector, this branch of industry meets a lot of problems such as high degree of major oil and gas fields’ depletion, growth of the oil reserves replacement is lower than quickly growing oil production, poor technical equipment and technologies, poor exploration activities and production methods non-compliance to the latest technical and information progress. Obviously, the oil branch of industry comes across a lot of various problems. At the same time salvation of some of these problems can only make the other ones even worse. The paper analyzes the problems of oil and gas industry and presents some comparative analysis of key economic indicators. Practicability of transition to the smart field concept is proved. Thus, application of smart fields’ projects is not just worthwhile economically and technically for oil and gas industry of Russia but it is compulsory for ensuring its competitiveness and high profits.

 

Key words: smart field; hardly-recoverable oil reserves; oil recovery factor; oil production self-cost.

 

Order this article in the electronic library

 

 

 

JSC "ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-RESEARCH INSTITUTE OF ORGANIZATION, MANAGEMENT AND ECONOMICS OF OIL AND GAS INDUSTRY"

Main page of journal

ISSN 1999-6942

Научно-экономический журнал

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Февраль 2015 г.                                          2                                Выходит 12 раз в год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СТРАТЕГИЯ

 

Пономарев В.Н. Технологическая платформа "Комплексная безо­пасность промышленности и энергетики" основа технологической модернизации страны (с. 4-12)

 

Ильинский А.А. Роль Технологической Платформы "Нетрадици­онные источники углеводородного сырья" в решении стратегических задач нефтегазового комплекса (с. 12-17)

 

Бережная Л.И., Лившиц Ф.Н. И вы тоже правы… К вопросу о формировании мировой цены на нефть (с. 18-23)

 

ЭКОНОМИКА

 

Идигова Л.М., Хаджиева М.М., Амадаев А.А. Создание нефтегазовой компании Чеченской Республики: актуальность и практические возможности (с. 23-27)

 

Богаткина Ю.Г., Еремин Н.А., Лындин В.Н. О проблемах налогообложения независимых нефтяных компаний в России (с. 28-31)

 

Полещук М.С. Анализ приоритетных направлений инновационной деятельности российских и иностранных нефтегазовых компаний (с. 31-37)

 

Луценко Г.Л. Опционы на электроэнергию как механизм стимулирования инвестиций (с. 38-42)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

 

Березина А.А. Целесообразность перехода к концепции интеллектуального месторождения в условиях современных проблем нефтегазодобывающего комплекса (с. 42-46)

 

Информационные сведения о статьях (с. 47-51)

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАТЬЯХ

 

УДК 553.98.042.003.1(470+571)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

"КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ"

ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ (с. 4)

 

Владимир Николаевич Пономарев, д-р физ.-мат. наук, профессор, Председатель Правления ТП КБПЭ, заместитель директора по стратегическому развитию и инновациям

 

Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ РАН)

115191 Россия, г. Москва, ул. Большая Тульская, 52,

e-mail: vnp1945@mail.ru

 

Статья посвящена описанию деятельности технологических платформ, которые представляют собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок, на основе сформированных механизмов государственно-частного партнерства, совершенствования нормативной правовой базы в обла­сти научно-технологического, инновационного развития. Также рассмотрены проблемы и трудности на пути развития технологических платформ. Большое место в статье занимает Технологическая платформа "Комплексная безопасность промышленности и энергетики" (ТП КБПЭ), утвержденная под № 34 решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 31.07.2013 г.

Она является аналогом Европейской технологической платформы "Industrial Safety".

Ее координаторами были определены: Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН и НИЦ "Курчатовский институт". В последнее время к организаторам присоединился Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Приводятся аргументы в пользу тезиса, что требование обеспечения технологической промышленной и энергетической безопасности обусловливает направление вектора на технологическую модернизацию страны.

 

Ключевые слова: экономика; промышленность; энергетика; технологическая платформа; механизм государственно-частного партнерства; нормативная правовая база; инновационное развитие; комплексная безопасность; модернизация экономики.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 553.98.042.003.1 (470+571)

 

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ

"НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ" В РЕШЕНИИ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧНЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА (с. 12)

 

Александр Алексеевич Ильинский, заслуженный деятель науки России, д-р экон. наук, профессор

 

Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт (ФГУП "ВНИГРИ")

191014 Россия, Санкт-Петербург, Литейный пр., 39,

тел.: 8 (812) 579-95-84,

факс: 8 (812) 275-57-56,

e-mail: ailinsky@vnigri.ru 

 

В статье рассмотрены предпосылки формирования Технологической платформы "Нетрадиционные источники углеводородного сырья". Определены современные проблемы и эффективность действующей системы недропользования при освоении и разработке нетрадиционных источников углеводородного сырья. Определены стратегические задачи, структура, первоочередные проекты и программные мероприятия ("Дорожная карта") развития Технологической платформы "НИУВС".

 

Ключевые слова: проблемное поле; нетрадиционные и трудноизвлекаемые источники углеводородного сырья; технологическая платформа; опытные полигоны; дорожная карта.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.5

 

И ВЫ ТОЖЕ ПРАВЫ...

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЙ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ (с. 18)

 

Людмила Ильинична Бережная, канд. экон. наук, доцент кафедры финансового менеджмента

Ф.Н. Лившиц, канд. экон. наук

 

ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина", кафедра финансового менеджмента

119991 Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65,

e-mail: efram123@walla.com

 

Как известно, цены на нефть на мировом рынке формируются под влиянием ряда факторов. В настоящей статье представлены только те, которые актуальны современным событиям и будут рассмотрены последовательно, по степени возрастания их приоритетности.

Цель статьи – в пределах доступной информации рассмотреть важнейшие факторы, повлиявшие на снижения экспортных цен на сырую нефть на мировом рынке и, по возможности, представить общую картину событий.

Геополитический фактор – не исключено, что нынешнее падение цен на нефть является результатом сговора нескольких основных игроков рынка, включая США и страны Ближнего Востока.

Фундаментальные факторы – замедлились темпы роста мировой экономики и соответственно, снизились объемы потребления нефти.

Финансовые факторы – сегодня деривативы создают огромную прибыль для узкого круга лиц, минуя производство товаров и услуг, минуя реальную экономику. Полагают, что действующая система торговли нефтью позволяет крупным игрокам двигать цены в нужном им направлении. Эксперты оценивают величину спекулятивной составляющей от 20 до 60 % от экспортной цены.

Психологическое воздействие спекулятивных операций на трейдеров, работающих с физической нефтью, – они постоянно проводят мониторинг фьючерского рынка, принимая движение на нем за реальные тенденции ожидаемого изменения цен, и соответственно регулируют свои цены.

 

Ключевые слова: мировая цена на нефть; снижение экспортныхцен; факторы; геополитика; мировая экономика; темпы роста; биржи; система торговли нефтью; деривативы; психологические факторы; "сланцевая революция"; ожидания.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.45.01

 

СОЗДАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ (с. 23)

 

Лалита Мусаевна Идигова, д-р экон. наук, профессор

Марьям Маулдыновна Хаджиева, канд. экон. наук

 

АГИ Академия наук Чеченской Республики

364024 Россия, Чеченская Республика, г. Грозный, просп. Революции, 13,

тел./факс: 8 (8712) 22-26-76,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

Анзор Асламбекович Амадаев, канд. экон. наук

 

Чеченский государственный университет

364051 Россия, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32,

тел./факс: 8 (8712) 22-23-04,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

Рассмотрены возможности и целевые стратегические ориентиры создания новой нефтегазовой компании Чеченской Республики, актуальность данного мероприятия и практические возможности. Нефтегазовый комплекс Чеченской Республики это ресурсоемкая и высокотехнологичная сфера деятельности. Республика имеет источники ценного природного сырья, богатый опыт добычи и переработки нефти, в наличии большие запасы отходов. Наличие значительных для региона перспективно-прогнозных ресурсов нефти категории С31-2 позволяет рассчитывать на существенный прирост разведанных запасов в перспективе. Существуют предпосылки поддерживать добычу нефти открытием новых залежей и методами интенсификации притоков из продуктивных пластов. В республике известны многочисленные залежи тяжелых нефтей, битумов и горючих сланцев, перспектива разработки которых пока еще мало изучена.

В ближайшие годы в непосредственной близости от республики запланирована добыча нефти с Прикаспийского шельфа. Поэтому, не в качестве локомотива промышленности, а ее базового комплекса важно будет развивать предприятия нефте- и газодобычи и переработки.

 

Ключевые слова: нефтяная компания; ресурсоемкие технологии; нефтепереработка; извлекаемые ресурсы нефти.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 336.2:622.276

 

О ПРОБЛЕМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НЕЗАВИСИМЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ (с. 28)

 

Юлия Геннадьевна Богаткина, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник

Николай Александрович Еремин, д-р техн. наук, профессор

 

Институт Проблем Нефти и Газа РАН (ИПНГ РАН)

119333 Россия, г. Москва, ул. Губкина, 3,

тел.: (499) 331-61-95, 134-16-69,

e-mail: ubgt@mail.ru;

 

Виктор Николаевич Лындин, канд. экон. наук, доцент

 

ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина"

119991 Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65

 

В статье рассматриваются модель полного налогообложения и модель упрощенной схемы налогообложения (УСН), принятые для экономической оценки эффективности разработки нефтяных месторождений, принадлежащих российским независимым нефтяным компаниям (ННК). Показано, что для малых месторождений с труднодоступными запасами нефти применение полного налогообложения делает инвестиционные проекты экономически неэффективными из-за сильного налогового прессинга. Значительное снижение налогового бремени может осуществляться за счет принятия дифференцированной ставки НДПИ, а также перехода на УСН. Однако последнее реализуемо не для всех нефтяных компаний. Актуальным является то, что гибкое использование налогового режима для ННК должно содействовать инновационным и инвестиционным процессам, происходящим в нефтегазодобывающей отрасли, созданию дополнительных возможностей для их участников, достижению баланса между государственными и корпоративными интересами.

 

Ключевые слова: экономическая оценка; инвестиционный нефтегазовый проект; налоговая модель; независимые нефтяные компании; проектные решения.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.323.003.1

 

АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ

НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ (с. 31)

 

Максим Сергеевич Полещук, аспирант кафедры "Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности"

 

ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный нефтяной технический университет"

450062 Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1,

тел./факс: 8 (347) 252-56-00,

e-mail: m_poleshchuk@inbox.ru

 

Статья посвящена анализу инновационной деятельности российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и ее сравнению с инновационной деятельностью иностранных нефтегазовых компаний. В течение последних лет прослеживается тенденция к замещению традиционных источников углеводородов нетрадиционным углеводородным сырьем и альтернативными источниками энергии. Российские компании в настоящее время ориентируются на решение краткосрочных задач, нацеленных на повышение операционной эффективности производства. Их инновационная деятельность практически не ориентирована на среднесрочную перспективу (нетрадиционные углеводороды) и долгосрочную перспективу (альтернативная энергетика). Фокус иностранных нефтегазовых компаний, напротив, смещен на разработку нетрадиционных углеводородов и, особенно, на использование возобновляемых источников энергии. Для поддержания технологического баланса и сохранения конкурентоспособности российским компаниям необходимо внедрять технологии добычи нетрадиционных углеводородов и развивать альтернативную энергетику. Для этого нужно владеть инструментами управления реализацией проектов, которые предстоит разработать с учетом рисков, потенциала инновационной и проектной деятельности компании и др.

 

Ключевые слова: инновационная деятельность; вертикально интегрированные нефтяные компании; нефтегазовые компании; альтернативная энергетика.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.49

 

ОПЦИОНЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

КАК МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ (с. 38)

 

Галина Леонидовна Луценко, аспирантка

 

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Санкт-Петербургский филиал (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург)

190008 Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16,

тел.: 8(812)560-00-91,

e-mail: lytsenko_gail@list.ru

 

В статье рассматривают возможности использования опционов на электроэнергию как альтернативу использования договоров на поставку мощности для стимулирования инвестиционной деятельности в электроэнергетике. Изучена практика использования опционов на электроэнергию в различных странах, и проведена оценка возможности их применения в России. Результаты исследования указывают на то, что хеджирование с использованием опционов на покупку электроэнергии является перспективным инструментом, способным разделить риски между рыночными агентами, и тем самым улучшить восприимчивость инвестиционных процессов к рыночным сигналам. Вместе с тем сохраняются инвестиционные стимулы в результате снижения неопределенности для инвестора в сравнении со свободным рынком. Также рассматриваются возможности сочетания опционного подхода с другими механизмами регулирования рынка электроэнергии и показано, что опционный механизм в целом повышает устойчивость рынка электроэнергии.

 

Ключевые слова: инвестиции; опционы на электроэнергию; рынок электроэнергии; опционные модели.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.012

 

 

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПЕРЕХОДА К КОНЦЕПЦИИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ

ПРОБЛЕМ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА (с. 42)

 

Алина Андреевна Березина, аспирантка

 

Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"

199106 Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, 2,

тел./факс: 8 (812) 328-82-53,

e-mail: Berezina.ali@yandex.ru

 

Несмотря на значимость и важность устойчивого развития нефтегазового комплекса (НГК), в отрасли наблюдается большое количество проблем: высокая выработанность крупных нефтегазовых месторождений, воспроизводство сырьевой базы нефти не соответствует быстро растущей добыче, бедное технологическое оснащение, слабая геологоразведка и несоответствие способов разработки последним техническим и информационным достижениям. Очевидно, что перед отраслью стоит большое количество разнородных проблем, при этом решение одних может лишь усугубить другие. Проанализированы проблемы НГК, проведён сравнительный анализ ключевых экономических показателей. Обоснована целесообразность перехода к концепции интеллектуального месторождения. Таким образом, применение проектов интеллектуальных месторождений является не только экономически и технически целесообразным для НГК России, но и необходимым для обеспечения конкурентоспособности и высоких прибылей отрасли.

 

Ключевые слова: интеллектуальное месторождение; трудноизвлекаемые запасы нефти; коэффициент извлечения нефти; себестоимость добычи нефти.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

 

 

ОАО «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Главная страница журнала