ISSN 1999-6942

Scientific-economic journal

PROBLEMS OF ECONOMICS

AND MANAGEMENT OF OIL AND GAS COMPLEX

April 2015                                              ą 4                                      12 issues per year

 

CONTENŇS

 

STRATEGY

 

Mastepanov A.M. Implementation of "Gas contract" with China: problems and possibilities (p. 4-10)

 

Kozlovsky E.A. Mineral-raw resources in the world and Russian economies (p. 11-23)

 

Shadrina I.V., Shadrin V.K., Shadrin K.V. Prospects for Krasnoyarsk region gasification (p. 24-29)

 

ECONOMICS

 

Eremin S.V. Tanker and pipeline transportation of natural gas: efficiency and competition problems (p. 30-36)

 

Idigova L.M., Kudusova Kh.V. Research and evaluation of risk factors in oil and gas industry (p. 37-41)

 

Semenov A.V., Razovskiy Yu.V., Sargsyan Zh.L. Economic policy typing (p. 41-46)

 

Kartskhiya A.A. High technologies as a resource of innovations (p. 46-50)

 

NON-TRADITIONAL SOURCES OF ENERGY

 

Dakalov M.V. Problems of development of renewable energy sources (p. 50-55)

 

JUBILEE DATES

 

Maksimov A.K. New requirements and solid foundation of economics and management faculty of Gubkin Russian State Oil and Gas University (p. 55-57)

 

Anatoliu Stepanovichu Tischenko – 80 years (p. 64-64)

 

Information on the articles (p. 58-63)

 

 

Information on the articles

 

UDC [622.323+622.24]:658.26

 

IMPLEMENTATION OF "GAS CONTRACT" WITH CHINA:

PROBLEMS AND POSSIBILITIES (đ. 4)

 

Alexey Mikhailovich Mastepanov

 

Oil and Gas Research Institute Russian Academy of Sciences (OGRI RAS)

3, Gubkin str., 119333, Moscow, Russian Federation,

e-mail: amastepanov@mail.ru

 

The article is devoted to a comprehensive review of the contract for the supply of Russian pipeline gas to China along the eastern route and construction of "Sila Sibiri" gas pipeline, which will become an important part of a unique project for the development of gas resources in the east of our country. Its mission is to ensure the natural gas delivery from the largest deposits of the region (Chayandinsky oil- and gas-condensate field in Yakutia and Kovyktinsky gas-condensate field in Irkutsk region) to the consumers in the Eastern Siberia, the Far East and for export to the countries of Asia-Pacific region.

"Sila Sibiri" is not only the main gas pipeline but also pipelines from the gas fields to it, construction of pumping and compressor stations and of deposits themselves, road building, communication lines, development of electricity infrastructure and gasification of the adjacent areas, training of qualified specialists from the local population.

Construction of the gas transmission system (GTS) and development of the related fields will not only be one of the most important instruments (or one of the means) used for formation of efficient gas industry in the eastern part of our country but will also serve the basis for creation of conditions for rapid socio-economic development of the region and improvement of living level of the local population.

Implementation of the projects like "Sila Sibiri" and gas contract with China creates the material basis for diversification of our gas export deliveries, being their basic objective.

 

Key words: main gas pipeline; gas transportation system; development of a field; diversification of export deliveries; oil-gas-chemical cluster.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 553.042.338.22

 

MINERAL-RAW RESOURCES

IN THE WORLD AND RUSSIAN ECONOMIES (đ. 11)

 

Evgeny Alexandrovich Kozlovsky

 

Institute of Geological-Economic Problems (˝IGEP, Ltd.˝)

Sergo Ordzhonikidze Russian State Geological-Prospecting University

23, Miklukho-Maklai str., 117997, Moscow, Russian Federation,

phone: 8 (495) 433-44-77,

e-mail: magsio@yandex.ru

 

The article briefly reviews the results of the author’s researches, presented by him in the book under the same name. Proceeding from academician V.I. Vernadsky’s theory "…we live in the noosphere and form it. What will the noosphere be like depends on a man, his human sense and practical activity inspired by the sense". The author of the article overviews in brief contemporary state of the world and Russian economies, presents documentary evidence about the trends in the world and Russian mineral-raw sector of economy, attracts attention of the specialists to the problems of strategic research of Russian mineral-raw assets as the basic element of economic development and, naturally, associates the further progress of the country economy with salvation of the vital political problems.

The information, outlined in the article, gives brief but complete enough answer to the raised problem of mineral-raw resources role in the world and Russian economies. Therewith, the article’s format ensures full completeness of the research, presented in the book "Mineral-raw resources in the world and Russian economies" (Moscow, VNIIgeosystem, 2014. 600 p).

 

Key words: the world and Russian economies; trends in the world and Russian mineral-raw sector of economy; strategic research of Russian mineral-raw assets; political problems.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 622.691.4(571.51)

 

PROSPECTS FOR KRASNOYARSK REGION GASIFICATION (đ. 24)

 

Irina Vasilievna Shadrina

 

Federal state Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Siberian Federal University (SFU)"

79, Svobodny prosp., 660041, Krasnoyarsk, Russian Federation,

phone: +7 (391) 244-86-25,

e-mail: ivshadrina@mail.ru

 

Viktor Konstantinovich Shadrin

 

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Krasnoyarsk State Agrarian University"

90, Mir prosp., 660049, Krasnoyarsk, Russian Federation,

phone: +7 (391) 227-36-09,

e-mail: ekonom.teorija@mail.ru

 

Konstantin Viktorovich Shadrin

 

State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Krasnoyarsk State Medical University named after Professor C.F. Voyno-Yasenetsky" of the RF Ministry of Health

1, Partizan Zheleznyak str., 660022, Krasnoyarsk, Russian Federation,

phone: +7 (391) 220-13-95,

e-mail: kvsh_buffon@mail.ru

 

The article analyzes provision the Krasnoyarsk territory by the liquefied and natural gas. The characteristic of the existing gas supply system in the region is presented. The prospects for the development of the gas industry of the region until 2030 on the basis of territorial planning schemes with account of the planned construction of the federal pipeline transportation facilities (Vankor–Purpe pipeline, Vankor–Yuzno-Russkoe gas pipeline, Pelyatka–Dudinka gas and gas-condensate pipelines, Proskokovo–Achinsk–Krasnoyarsk–Nizhnia Poima–Taishet gas pipeline) are emphasized. The economic characteristic of two gas centers (North-West and Pre-Angara), which are planned to be created in the Krasnoyarsk territory to make it more attractive for Russian and foreign investors are given. Two qualitatively different strategic scenarios (moderate and optimistic) of the Krasnoyarsk territory development depending on the gas industry orientation either gas production only or gas production and processing are analyzed. The region, which is the most advisable to start the gasification of the Krasnoyarsk territory is identified.

 

Key words: natural and liquefied gas; gasification; Krasnoyarsk territory; gas centers; ecology.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 622.692.4:629.123.56.531

 

TANKER AND PIPELINE TRANSPORTATION OF NATURAL GAS:

EFFICIENCY AND COMPETITION PROBLEMS (đ. 30)

 

Sergey Vladimirovich Eremin

 

I. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

65, bld. 1, Leninsky prosp., 119991, Moscow, Russian Federation,

e-mail: sveremin@mail.ru

 

The article presents some comparative analysis of the operational efficiency of gas transportation infrastructures, namely, tanker and pipeline, in an increasingly competitive global gas markets. The key changes in the gas production-cost chain, caused by appearance and spreading of liquefied natural gas (LNG) are identified. The influence of specificity of network and tanker infrastructure assets on gas transportation efficiency is stressed. Reduction of unit cost of LNG transportation, flexibility of its supply conditions and adaptivity to modern mechanisms of trade allow supposing the fact that competitive advantages of this type of transportation as compared with pipeline transportation will increase. This fact shouldn’t be ignored while forming strategies of implementation of big investment projects in gas industry targeted to international markets.

 

Key words: natural gas; LNG; gas transportation infrastructure; gas supply cost; competition; world gas market.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 338.45.01

 

RESEARCH AND EVALUATION OF RISK FACTORS

IN OIL AND GAS INDUSTRY (đ. 37)

 

Lalita Musaevna Idigova

 

Chechen State Pedagogical Institute

33, Kievskaya str., 364051, Grozny, the Chechen Republic, Russian Federation,

phone/fax: 8 (8712) 33-24-03,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

Kheda Vakhaevna Kudusova

 

Academician M.D. Millionschikov Grozny State Oil Technical University

14/53, Avtorkhanov str., 364902, Grozny, the Chechen Republic, Russian Federation,

phone/fax: 8 (8712) 22-31-20,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

The article studies risk factors in oil and gas industry. The current state of the companies, engaged in the oil and gas industry, does not allow full use of probabilistic methods of risk evaluation, which results in the application of expert risk evaluation methods based on comprehensive monitoring indicators. The oil and gas industry, as the system, is characterized by a number of specific features that make it different from other branches of material production. The main specific feature is the fact that these two major industries operate in a close relationship, for example, oil companies are interested in the gas market, because the majority of the fields are arranged in the way that makes it impossible to increase oil production without gas production growth. is selected Any of the methods of qualitative and quantitative risk assessment. Any of the methods, depending on the risk management objectives, the depth and accuracy evaluation, has certain advantages and disadvantages, so it is necessary to apply a method proceeding from its optimality and effectiveness.

 

Key words: risk factors; risk evaluation; oil and gas industry; methods of risk evaluation.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 338.22

 

ECONOMIC POLICY TYPING (đ. 41)

 

Alexander Vyacheslavovich Semenov1,

Yuri Viktorovich Razovskiy2

 

S.Yu. Witte Moscow University

12, stroenie 1, 2-th Kozhukhovsky proezd, 115432, Moscow, Russian Federation,

1phone: 8 (495) 500-03-63,

e-mail: info@miemp.ru,

2phone: 8 (495) 506-23-55,

e-mail: renta11@yandex.ru

 

Zhorzh Levonovich Sargsyan

 

Moscow University for the Humanities

5/1, Yunosti str., 111395, Moscow, Russian Federation,

phone: +7 (926) 785-00-40,

e-mail: s-zhorzh@yandex.ru

 

Basic concepts of terms such as politics, economics, geopolitics, geo-economics, economic policy at the state, regional, sectoral and corporate levels are considered and specified on order to update the theory and develop the methodology of formation of modern economic policy in relation to different levels of regulation. It allowed analytical tracing of the hierarchy of "economic policy" concept and more exact wording of its essence with regard to the level of the state, region, branch of industry, corporation. The main goal of the analysis is preparation of some scientific typing of various versions of economic policy according to a single criterion (attribute): strategic target vector of primarily focused on one of the regulated entities. Economic policy typing forms the scientific basis for developing a methodology of its development in high risk conditions of crises of politics, economics and abnormal manifestations of nature.

 

Key words: typing; geopolitics; geo-economics; regional; sectoral; corporate economic policy.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 338.26

 

HIGH TECHNOLOGIES AS A RESOURCE OF INNOVATIONS (đ. 46)

 

Alexander Amiranovich Kartskhiya

 

I. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

65, bld. 1, Leninsky prosp., 119991, Moscow, Russian Federation,

phone: 8 (499) 507-84-26,

e-mail: grazd.pravo@mail.ru

 

The author of the present article substantiates the view, that high-tech development in combination with the energy factor are acquiring geopolitical significance, so innovations and legal framework of intellectual property protection should be considered as a strategically important resource. The new wave of innovations that appeared at the beginning of the XXIst century, first of all in the field of hydrocarbons production and information technologies, forms new markets and transforms the traditional ones. Rapid proliferation of technological innovations, thanks to globalization, is accompanied by the growing demand in the field of protection of intellectual property rights in case of cross-border trade and as well puts forward new, more strict requirements for updating legal mechanisms of commercial use of intellectual property.

 

Key words: innovations; intellectual property rights; high-tech; exclusive right; intellectual property legal framework.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 620.91

 

Problems of development

of renewable energy sources (đ. 50)

 

Mamed Vakhaevich Dakalov

 

"Polar Light Company, Ltd."

2/68, Pomorskaya str., 163000, Arkhangelsk, Russian Federation,

phone: 8 (8182) 65-78-00,

fax: 8 (8182) 65-78-81,

e-mail: mdakalov@yandex.ru

 

The article highlights the problems associated with the development of renewable energy sources (RES) in the European Union (EU) countries.

The negative factors that can prevent development of the main types of energy renewable sources are analyzed. It is pointed out that the wide-scale use of wind turbines for electric power production can have a negative effect on living organisms, including people.

Economic potential limitation of wind energy development on the EU dry land due to the above-mentioned reasons indicated above as well as high level of the countries’ urban construction and population density is also mentioned. Possible negative aftereffects of the wide-scale solar energy development by the European Union, the most serious of which is the heating of the atmosphere above the solar power station, which may lead to changes in humidity, thermal balance, wind directions etc., are identified.

The author of the article also attracts attention to such problems as production of biological fuel with further transfer to its use, reduction of oil prices, which will not only make the development of solar and wind energy uneconomic but will be able to wipe out of the market those companies that have already invested into the alternative electric power generation in Europe, unless they receive new government subsidies.

 

Key words: European Union; renewable sources of energy; problems; price; oil.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 658.3

 

New requirements and solid foundation

of economics and management faculty of gubkin

russian state oil and gas university (đ. 55)

 

Alexey Konstantinovich Maksimov

 

I. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

65, bld. 1, Leninsky prosp., 119991, Moscow, Russian Federation,

phone: 8 (499) 507-81-22,

e-mail: economy-dekanat@gybkin.ru

 

In the article, charactericstics of academic institution in the area of economics and management in oil and gas complex are specified, along with lines of research and development and practical approach of lecturers. Author provides competence requirements for specialists training in management and economics, with focus on studying all O&G complex technology aspects and organizing cross-disciplinary innovation-based sessions and clases.

 

Key words: Gubkin Russian State University of oil and gas; economics and management faculty; anniversary; academic institution; innovative education.

 

Order this article in the electronic library

 

ANATOLIU STEPANOVICHU TISCHENKO – 80 YEARS (p. 64)

 

Order this article in the electronic library

 

 

 

JSC "ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-RESEARCH INSTITUTE OF ORGANIZATION, MANAGEMENT AND ECONOMICS OF OIL AND GAS INDUSTRY"

Main page of journal

ISSN 1999-6942

Научно-экономический журнал

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Апрель 2015 г.                                          4                                Выходит 12 раз в год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СТРАТЕГИЯ

 

Мастепанов А.М. Реализация "газового контракта" с Китаем: проблемы и возможности (Продолжение. Начало в № 3) (стр. 4-10)

 

Козловский Е.А. Минерально-сырьевые ресурсы в экономике мира и России (стр. 11-23)

 

Шадрина И.В., Шадрин В.К., Шадрин К.В. Перспективы газификации Красноярского края (стр. 24-29)

 

ЭКОНОМИКА

 

Еремин С.В. Танкерная и трубопроводная транспортировка природного газа: проблемы эффективности и конкуренции (стр. 30-36)

 

Идигова Л.М., Кудусова Х.В. Исследование и оценка факторов риска в нефтяной и газовой промышленности (стр. 37-41)

 

Семенов А.В., Разовский Ю.В., Саргсян Ж.Л. Типизация экономической политики (стр. 41-46)

 

Карцхия А.А. Высокие технологии как ресурс инноваций (стр. 46-50)

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

 

Дакалов М.В. Проблемы развития возобновляемых источников энергии в странах ЕС (стр. 50-55)

 

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

 

Максимов А.К. Новые требования и прочные традиции факультета экономики и управления РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (стр. 55-57)

 

Анатолию Степановичу Тищенко – 80 лет (стр. 64-64)

 

Информационные сведения о статьях (стр. 58-63)

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАТЬЯХ

 

УДК [622.323+622.24]:658.26

 

РЕАЛИЗАЦИЯ "ГАЗОВОГО КОНТРАКТА" С КИТАЕМ:

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ (с. 4)

 

Алексей Михайлович Мастепанов, д-р экон. наук, академик РАЕН, руководитель Аналитического центра энергетической политики и энергетической безопасности – заместитель директора ИПНГ РАН, член Совета директоров Института энергетической стратегии

 

Институт проблем нефти и газа Российской академии наук (ИПНГ РАН)

119333, Россия, г. Москва, ул. Губкина, 3,

e-mail: amastepanov@mail.ru

 

Статья посвящена всестороннему рассмотрению контракта на поставку российского трубопроводного газа в Китай по восточному маршруту и строительству магистрального газопровода "Сила Сибири", который станет важнейшей составной частью уникального проекта по освоению газовых ресурсов Востока нашей страны. Его задача – обеспечить поставку природного газа крупнейших месторождений этого региона (Чаяндинского нефтегазоконденсатного в Якутии и Ковыктинского газоконденсатного в Иркутской области) потребителям Восточной Сибири, Дальнего Востока и на экспорт, в страны АТР.

"Сила Сибири" – это не только собственно магистральный газопровод. Это ещё и трубопроводы от месторождений к нему, это строительство насосных и компрессорных станций, обустройство самих месторождений, прокладка дорог, линий связи, развитие электроэнергетической инфраструктуры и газификация прилегающих территорий, подготовка квалифицированных специалистов из местного населения...

Строительство газотранспортной системы (ГТС) и освоение связанных с ней месторождений будет одним из важнейших инструментов (или одним из средств) не только формирования на востоке страны эффективной газовой отрасли, но и создания на этой основе условий для динамичного социально-экономического развития региона и повышения жизненного уровня проживающего здесь населения страны.

Реализация проектов типа "Сила Сибири" и газового контракта с КНР создаёт материальную базу диверсификации наших экспортных поставок газа. И в этом их основное значение.

 

Ключевые слова: магистральный газопровод; газотранспортная система; обустройство месторождений; диверсификации экспортных поставок; нефтегазохимический кластер.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 553.042.338.22

 

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ

 В ЭКОНОМИКЕ МИРА И РОССИИ (с. 11)

 

Евгений Александрович Козловский, д-р техн. наук, профессор, вице-президент РАЕН

 

Институт геолого-экономических проблем (ООО ″ИГЭП″)

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе

117997, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 23,

тел.: 8 (495) 433-44-77,

e-mail: magsio@yandex.ru

 

В статье в краткой форме изложены результаты исследований автора в книге одноимённого названия. Опираясь на учение академика В.И. Вернадского "…мы живём в ноосфере и формируем её. Какой она будет – зависит от человека, его разума и направляемой этим разумом практической деятельности", автор коротко останавливается на современном положении в экономике мира и России, документально представляет тенденции в минерально-сырьевом комплексе мира и России, обращает внимание специалистов на проблемы стратегического исследования недр России как на главный элемент экономического развития и, естественно, связывает дальнейший прогресс экономики страны с решением насущных политических проблем.

Материал, изложенный в статье, даёт краткий, но достаточно полный ответ на поставленный вопрос о роли минерально-сырьевых ресурсов в экономике мира и России. Вместе с этим, статья, естественно, в своих размерах отмечает всю полноту исследования, изложенного в книге "Минерально-сырьевые ресурсы в экономике мира и России" (М.: ВНИИгеосистем, 2014. 600 c).

 

Ключевые слова: экономика мира и России; тенденции в минерально-сырьевом комплексе; стратегическое исследование недр; насущные политические проблемы.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.691.4(571.51)

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ГАЗИФИКАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (с. 24)

 

Ирина Васильевна Шадрина, канд. экон. наук, доцент

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ˝Сибирский федеральный университет˝ (СФУ)

660041, Россия, г. Красноярск, просп. Свободный, 79,

тел.: +7 (391) 244-86-25,

e-mail: ivshadrina@mail.ru

 

Виктор Константинович Шадрин, канд. экон. наук, доцент

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ˝Красноярский государственный аграрный университет˝

660049, Россия, г. Красноярск, просп. Мира, 90,

тел.: +7 (391) 227-36-09,

e-mail: ekonom.teorija@mail.ru

 

Константин Викторович Шадрин, старший преподаватель

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации

660022, Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1,

тел.: +7 (391) 220-13-95,

e-mail: kvsh_buffon@mail.ru

 

В статье проанализировано обеспечение Красноярского края сжиженным и природным газами. Приведена характеристика существующей системы газоснабжения региона. Обозначены перспективы развития газовой отрасли края до 2030 г. на основе территориальных схем планирования с учетом запланированного строительства федеральных объектов трубопроводного транспорта (нефтепровод Ванкор–Пурпе, газопровод Ванкор–Южно-Русское, газопровод и газоконденсатопровод Пелятка–Дудинка, газопровод Проскоково–Ачинск–Красноярск–Нижняя Пойма–Тайшет). Дана экономическая характеристика двух нефтегазовых центров (Северо-Западного и Приангарского), которые планируется создать на территории края для обеспечения его инвестиционной привлекательности для российских и иностранных инвесторов. Проанализированы два качественно различающихся стратегических сценария развития края (умеренный и оптимистический) в зависимости от того, на что будет ориентирована газовая отрасль: только на добычу или на добычу и переработку газа. Конкретизирован район, с которого наиболее целесообразно начать газификацию Красноярского края.

 

Ключевые слова: природный и сжиженный газ; газификация; Красноярский край; газовые центры; экология.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.692.4:629.123.56.531

 

ТАНКЕРНАЯ И ТРУБОПРОВОДНАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ПРИРОДНОГО ГАЗА:

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНЦИИ (с. 30)

 

Сергей Владимирович Еремин, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры стратегического управления ТЭКом

 

ФГБОУ ˝Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина˝

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65, корп. 1,

e-mail: sveremin@mail.ru

 

Статья содержит сравнительный анализ эффективности функционирования газотранспортных инфраструктур – танкерной и трубопроводной – в условиях растущей конкуренции на мировых рынках газа. Выявлены ключевые изменения производственно-стоимостной цепочки газа, вызванные появлением и масштабированием технологии СПГ. Отмечено влияние на эффективность транспортировки газа специфичности активов сетевой и танкерной инфраструктуры. Сокращение удельной стоимости транспортировки СПГ, гибкость режимов его поставки и адаптивностьк современным механизмам торговли позволяют предположить, что конкурентные преимущества данного вида газотранспорта по сравнению с трубопроводом будут возрастать. Это обстоятельство нельзя игнорировать при формировании стратегий реализации крупных инвестиционных проектов в газовой отрасли, ориентированных на международные рынки.

 

Ключевые слова: природный газ; СПГ; газотранспортная инфраструктура; стоимость поставки газа; конкуренция; мировой рынок газа.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.45.01

 

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА

В НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (с. 37)

 

Лалита Мусаевна Идигова, д-р экон. наук, профессор кафедры "Финансы и кредит"

 

Чеченский государственный педагогический институт

364051, Россия, ЧР, г. Грозный, ул. Киевская, 33,

тел./факс: 8 (8712) 33-24-03,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

Хеда Вахаевна Кудусова, аспирантка кафедры "Экономика и управление в нефтяной и газовой промышленности"

 

ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова

364902, Россия, ЧР, г. Грозный, ул. Авторханова, 14/53,

тел./факс: 8 (8712) 22-31-20,

e-mail: L.idigova@mail.ru

 

В статье исследованы факторы рисков нефтяной и газовой промышленности. Современное состояние предприятий нефтегазовой промышленности не позволяет в полной мере использовать вероятностные методы оценки рисков, результатом чего является применение экспертных методов оценки рисков, основанных на комплексных мониторинговых показателях. Нефтяная и газовая промышленности как система характеризуется рядом специфических особенностей, отличающих ее от других отраслей материального производства. Главной особенностью является то, что эти две крупные промышленности функционируют в тесной взаимосвязи, к примеру, нефтяникам интересен газовый рынок, потому что большинство месторождений устроено так, что без роста добычи газа увеличить рост добычи нефти невозможно. В зависимости от целей управления рисками, глубины, точности оценки выбирается один из методов количественной и качественной оценки рисков. Любой из методов имеет определенные недостатки и преимущества, поэтому необходимо использовать метод, исходя из оптимальности и эффективности его использования.

 

Ключевые слова: факторы риска; оценка риска; нефтегазовая промышленность; методы оценки риска.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.22

 

ТИПИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (с. 41)

 

Александр Вячеславович Семенов, д-р экон. наук, профессор, ректор1,

Юрий Викторович Разовский, д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга2

 

Московский университет им. С.Ю. Витте1,2

115432, Россия, г. Москва, 2-ой Кожуховский проезд, 12, строение 1,

1тел.: 8 (495) 500-03-63,

e-mail: info@miemp.ru,

2тел.: 8 (495) 506-23-55,

e-mail: renta11@yandex.ru

 

Жорж Левонович Саргсян, аспирант

 

Московский гуманитарный университет

111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5/1,

тел. +7 (926) 785-00-40,

e-mail: s-zhorzh@yandex.ru

 

С целью совершенствования теории и разработки методологии формирования современной экономической политики применительно к различным уровням регулирования рассмотрены и уточнены базовые понятия терминов – "политика", "экономика", "геополитика", "геоэкономика","экономическая политика" на государственном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях. Это позволило аналитически проследить иерархию понятия – "экономическая политика" и более точно сформулировать ее сущность применительно к уровню государства, региона, отрасли, корпорации. Главная цель анализа – составление научной типизации различных вариантов экономической политики по единому критерию (признаку): стратегическому целевому вектору, преимущественной направленности на один из субъектов регулирования. Типизация экономической политики формирует научную основу для создания методологии ее формирования в условиях высокого риска кризисов политики, экономики и аномальных проявлений природы.

 

Ключевые слова: типизация; геополитика; геоэкономика; региональная; отраслевая; корпоративная экономическая политика.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.26

 

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ИННОВАЦИЙ (с. 46)

 

Александр Амиранович Карцхия, канд. юр. наук, профессор

 

ФГБОУ ˝Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина˝

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65, корп. 1,

тел.: 8 (499) 507-84-26,

e-mail: grazd.pravo@mail.ru

 

Автор обосновывает мнение, что высокотехнологичное развитие в сочетании с энергетическим фактором приобретает геополитическое значение, а инновации и правовой механизм охраны интеллектуальной собственности должны рассматриваться в качестве стратегически важного ресурса. Новая волна инноваций начала XXI в., прежде всего в добыче углеводородов и информационных технологиях, формирует новые рынки и трансформирует традиционные. Стремительное распространение технологических инноваций, благодаря глобализации, сопровождается ростом потребности в защите прав интеллектуальной собственности при трансграничной торговле и предъявляет новые, более жесткие требования в совершенствовании правовых механизмов коммерческого использования интеллектуальной собственности.

 

Ключевые слова: инновации; права интеллектуальной собственности; новые технологии; исключительное право; режим правовой охраны интеллектуальной собственности.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 620.91

 

Проблемы развития возобновляемых источников энергии

в странах ЕС (с. 50)

 

Мамед Вахаевич Дакалов, заместитель начальника Отдела бюджета и экономики

 

ООО ˝Компания Полярное Сияние˝

163000, Россия, г. Архангельск, ул. Поморская, 2/68,

тел.: 8 (8182) 65-78-00,

факс: 8 (8182) 65-78-81,

e-mail: mdakalov@yandex.ru

 

Cтатья посвящена проблемам развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в странах ЕС.

Анализируются отрицательные факторы, которые могут препятствовать развитию основных видов возобновляемых источников энергии. Отмечается, что широкомасштабное использование ветряных турбин для производства электроэнергии может иметь негативный эффект для живых организмов, в том числе и для человека.

Указывается на ограниченность экономического потенциала развития ветроэнергетики на сухопутной территории Евросоюза в связи с вышеуказанными причинами и высоким уровнем застройки и населенности стран. Определены возможные негативные последствия широкомасштабного развития солнечной энергетики Европейским Союзом, наиболее серьезной из которых является нагрев атмосферы над солнечной электростанцией, что может привести к изменению влажности, теплового баланса, направления ветров и т. д.

Выделены также и другие проблемы, такие, как производство и переход на биотопливо, снижение цен на нефть, которое не просто сделает нерентабельной разработку солнечной и ветряной энергетики, но сможет просто выбить с рынка те компании, которые уже вложили деньги в альтернативную генерацию электричества в Европе, если они не получат новых государственных субсидий.

 

Ключевые слова: Европейский Союз; возобновляемые источники энергии; проблемы; цена; нефть.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 658.3

 

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ РГУ НЕФТИ И ГАЗА

имени И. М. ГУБКИНА (с. 55)

 

Алексей Константинович Максимов, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и управления

 

ФГБОУ ˝Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина˝

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65, корп. 1,

тел.: 8 (499) 507-81-22,

e-mail: economy-dekanat@gybkin.ru

 

Представлена характеристика научно-экономической школы в области экономики и управления в нефтегазовом комплексе, научных направлений исследований и практической работы преподавателей. Приводятся направления компетентностных требований к подготовке специалистов экономико-управленческого профиля с изучением всех технологических особенностей ТЭКа и проведением междисциплинарных занятий инновационного образования.

 

Ключевые слова: РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина; факультет экономики и управления; юбилей; научно-педагогическая школа; инновационное образование.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

АНАТОЛИЮ СТЕПАНОВИЧУ ТИЩЕНКО – 80 ЛЕТ (с. 64)

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

 

 

ОАО «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Главная страница журнала