ISSN 1999-6942

Scientific-economic journal

PROBLEMS OF ECONOMICS

AND MANAGEMENT OF OIL AND GAS COMPLEX

January 2016                                           Ļ 1                                       12 issues per year

 

CONTENS

 

STRATEGY

 

Andreev A.F., Oganova I.A. Projects implementation risks of development of oil and gas fields in complicated environment-climatic and geological-technical conditions (p. 4-8)

 

Pudovina A.I. Strategic approach to the development of a corporate educational system (p. 9-13)

 

ECONOMICS

 

Vaganov Yu.V., Kustyshev A.V. Estimation of economic efficiency of wells complicated workovers in the changed conditions of gas deposits operation (p. 13-16)

 

Agarkov S.A., Doroschenkov A.V. Cost analysis of drilling wastes utilization off-shore and on-shore (p. 16-21)

 

ORGANIZATION AND MANAGEMENT

 

Kotliarov I.D. The problem of functions repartition among different outsourcers (p. 21-24)

 

Zubareva V.D., Kalinenko E.A. Evolution of contractual relations and contract models in oil refining (p. 24-29)

 

ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING

 

Salina T.K. Approach to indicators assessment definition of primary energy resources of fuel and energy complex of the region (p. 30-35)

 

WORLD OIL AND GAS BUSINESS

 

Biryukov E.S. The role and position of state companies in the economy of the Arabian peninsular monarchies (p. 35-41)

 

Orlova E.S. Gas infrastructure of Central and Eastern Europe: either or not have market competitive environments been developed? (p. 42-47)

 

Information on the articles (p. 48-52)

 

List of articles published in SEJ "Problems of economics and management of oil and gas complex" in 2015 (p. 53-58)

 

 

Information on the articles

 

UDC 658.014.41:16

 

PROJECTS IMPLEMENTATION RISKS OF DEVELOPMENT

OF OIL AND GAS FIELDS IN COMPLICATED ENVIRONMENT-CLIMATIC AND

GEOLOGICAL-TECHNICAL CONDITIONS (ū. 4)

 

Alexander Fedorovich Andreev,

Irina Alexandrovna Oganova

 

I. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

65, bld. 1, Leninsky prosp., 119991, Moscow, Russian Federation,

phone: 8 (499) 507-81-22, 8(495) 380-72-30,

e-mail: pro_men@list.ru

 

Strategic directions of oil production increase are inextricably associated with the development of oil and gas fields, located in the continental shelf. One of the main stages of the offshore fieldsí development is the construction of exploratory wells. The final cost of drilling of one exploration well depends on several factors Ė the depth of the sea, environment-climatic and hydro-meteorological conditions, distance from the shore, the existing infrastructure, the actual depth of the wells, etc., and can reach more than a hundred million USA dollars. Harsh environment-climatic and geological-technical conditions of drilling, the depth of the seas require substantial research and development of adequate scientific, technical, design and organizational decisions both on the design phase and the construction phase of exploration wells. Being extremely capital-intensive, such investment projects should be based on the results of cost-benefit analysis and risk assessment. Therefore, the creation-based approaches to technical and economic assessment of the risks of offshore wells drilling are a very urgent problem.

 

Key words: development of offshore fields; exploration wells; risks in the oil and gas industry; risk assessment; licenses and permits; methods of risk assessment of investment projects.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 005.53:622.276

 

STRATEGIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT

OF A CORPORATE EDUCATIONAL SYSTEM (ū. 9)

 

Anastasia Ivanovna Pudovina

 

M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University

3a, Oktyabrskaya Revolutsiya str., 450000, Ufa, Republic of Baskortostan, Russian Federation,

phone: 8 (347) 273-57-91,

e-mail: ksp-ai@yandex.ru

 

Today, the development of corporate educational systems goes to the strategic management model, what is caused by markets globalization, radical changes of technologies, changes in the structure of employment and labor market, focusing on owners high profits, fast and continuous organizational changes that are dramatic and long-term.

Strategic management is aimed at long-term results and is based on a constant account of the external environment change, characterized by a great uncertainty. The key to mastering of the organizational changes art and thus to achieving of the corporate progressive advance is the effective, continuous development of its human resources and corporate educational system.

Development strategy of the corporate educational system should include such important elements as formation and implementation of a unified system of strategic management of corporate educational system of the company through continuous education on the basis of a systematic and targeted approach.

The strategic approach to the development of the corporate educational system allows creating a companyís training system of managers and specialists, based primarily not on administrative methods but on economic incentives and social security, bringing together the interests of employees and top-managers of the company to achieve high labor productivity, efficiency of production and management, high quality of products and the best economic results of the company.

 

Key words: strategic management; human resources (human capital); corporate educational system; advanced education of personnel; concept of the corporate educational system.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 622.279

 

ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OF WELLS COMPLICATED WORKOVERS

IN THE CHANGED CONDITIONS OF GAS DEPOSITS OPERATION (ū. 13)

 

Yury Vladimirovich Vaganov,

Alexander Vladimirovich Kustyshev

 

Tyumen State Oil and Gas University

3, 50 let Oktyabrya str., 625038, Tyumen, Russian Federation,

e-mail: wagan_yr@mail.ru, kustishev@tngg.info

 

The wells workover analysis proved the fact that time-period increase of gas wells workovers took place due to additional activities associated with the intensification of the industrial security control and the growing requirements to the realized works quality in terms of a long-time gas fields exploitation.

Increase of the share of complicated wells workovers from the total number of wells workovers is envisaged by the use of sophisticated technologies, equipment and tools as well as variety of the applied technological solutions and compositions, thus in its turn affecting wells workovers cost.

The article considers the method of economic efficiency estimation of oil-gas wells complicated workovers which permits to determine the rationality of new well workover technologies implementation in the changed conditions of gas fields operation.

 

Key words: well; workover; economic efficiency; complicated workovers; labor intensity.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 504.064.47

 

COST ANALYSIS OF DRILLING WASTES UTILIZATION

OFF-SHORE AND ON-SHORE (ū. 16)

 

Sergey Anatolievich Agarkov,

Andrey Viktorovich Doroschenkov

 

Murmansk State Technical University (MSTU)

13, Sportivnaya str., 183010, Murmansk, Russian Federation,

e-mail: AgarkovSA@mstu.edu.ru, da0718@gmail.com

 

The decision made to choose the optimal management of drilling waste when offshore drilling is an important task for each of the subsoil users. Salvation of the above-mentioned problem can be supported by the detailed analysis of the activity gross value planned for implementation. The article defines the procedure and examines the structure of the gross value, as well as the dynamics of costs categories forming the specified cost, activity of waste management in cases of its implementation onshore (in particular, placement of drilling waste in waste disposal facilities) and in the offshore environment (in particular, implementation of drilling wastes re-injection into the reservoir). The gross value of drilling waste injection into the reservoir was determined depending on the special equipment ownership: its purchase or lease. The dynamics of cost categories forming the gross value was observed for a well design, specified in the article, depending on its remoteness from the supply facility on shore and drilling depths of its bottom.

 

Key words: drilling wastes; technological cycle of wastes; cost structure; cost of drilling waste management.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 334.7

 

THE PROBLEM OF FUNCTIONS REPARTITION

AMONG DIFFERENT OUTSOURCERS (ū. 21)

 

Ivan Dmitrievich Kotliarov

 

National Research University Higher School of Economics (St. Petersburg)

55, bld. 2, Sedov str., 193171, St.-Petersburg , Russian Federation,

e-mail: ivan.kotliarov@mail.ru

 

The present paper demonstrates that in some situation the same function can be outsourced to several providers. Two approaches towards the problemís salvation of the function optimal distribution among outsourcers (based on criteria of maximal quality and minimal cost) are proposed. A mathematical formalization for both approaches to the problem salvation is presented.

 

Key words: outsourcing; outsourcer; decision-making criterion.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 330.3

 

EVOLUTION OF CONTRACTUAL RELATIONS AND CONTRACT MODELS

IN OIL REFINING (ū. 24)

 

Valentina Dmitrievna Zubareva,

Ekaterina Andreevna Kalinenko

 

I. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

65, bld. 1, Leninsky prosp., 119991, Moscow, Russian Federation,

phone: 8(499) 135-76-76, 8(499) 233-93-74,

e-mail: ms.kalinenko@mail.ru

 

The article considers the current state of engineering services market of oil refining industry along with causes and intrinsic factors of contract agreements development aimed at increasing projects implementation efficiency. Unlike the related sectors of FEC (electricity generation, oil and gas production, petrochemical industry), refineries construction and revamping projects have a number of specific aspects that determined extensive use of lump-sum turnkey contracts. A significant role in choosing strategies for cooperation between investors and contractors is played by engineering market structure. It consists mostly of VINCís affiliates, specializing in engineering, and branches of leading foreign contractors. The authors suggest a more defined classification of contract forms and types typical for oil refining as well as compare advantages of complex-type foreign contracts (e. g., EPC, EPCM, etc.). Incorporation of these contracts may increase project execution quality, help meeting working schedule and costs requirements. A forecast for future increase in number of concluded contracts based on EPC-models is introduced, including impact analysis of factors that stimulate the process. There are a few issues that slow down competitive environment formation at the market and consolidation of Russian contractors. Nevertheless, joint efforts of the government, companies and professional organizations lead to improvement in the area of engineering activities and contracting.

 

Key words: engineering services; oil refining; Ň–—-contracts; contract agreements; service market; contract forms; contractors; oil and gas facilities engineering.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 336.6

 

APPROACH TO INDICATORS ASSESSMENT DEFINITION

OF PRIMARY ENERGY RESOURCES OF FUEL AND ENERGY COMPLEX

OF THE REGION (ū. 30)

 

Tatiana Konstantinovna Salina

 

Saint-Petersburg State University of Economics

21, Sadovaya str., 191023, St. Petersburg , Russian Federation,

e-mail: salinatanya@mail.ru

 

The article presents an approach to the definition of indicators for evaluation of primary energy resources of a regionís fuel and energy complex, comprehensively taking into account the state of primary energy resources. The complexity of the approach development is due to the fact that all indicators applied for evaluation of primary energy resources do not exist autonomously but have a large number of interconnections. Evaluation of primary energy resources to provide a regionís fuel and energy complex development should be carried out on the basis of some complex methods application, combining quantitative analysis of the economic, social and environmental indicators and their qualitative assessment that is difficult to formalize. The article discusses the following groups of indicators for evaluation of primary energy resources: economic, technological, energy, social, environmental, and reveals their content.

 

Key words: primary energy resources; fuel and energy complex; indicators of assessment; efficiency.

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 327.56

 

THE ROLE AND POSITION OF STATE COMPANIES IN THE ECONOMY

OF THE ARABIAN PENINSULAR MONARCHIES (ū. 35)

 

Eugeny Sergeevich Biryukov

 

Moscow State Institute for International Relations, the RF Ministry for Foreign Affairs

76, Vernadsky prosp., 119454, Moscow, Russian Federation,

e-mail: biryukov_e@mail.ru

 

State-owned enterprises (SOEs) play an important role in the economy of many developing countries. The article considers the subject, poorly-studied in the home literature, of SOEs role in the economy of the Arabian Peninsula states. Sectoral distribution of these companies, their place in the economic development of the Arabian monarchies, the role in the creation and development of new industries and cross-industry clusters are examined. The evolution of the approach of the states of the region to this type of companies is studied. It is shown that the Arabian states continue to rely on SOEs in their development strategies, including creation of such companies in new industries. The article reflects the specificity of these companies interaction with ministries and other state institutions. The role of sovereign wealth funds and other state institutional investors in investing in the shares of public companies is shown. The policy of SOEs of the Arabian Peninsula states on foreign direct investment in order to expand demand or receive new managerial and technological competencies is also studied.

 

Key words: Cooperation Council for the Arabian States of the Gulf (GCC); Saudi Arabia; sovereign wealth funds (SWF); state corporations; state-owned enterprises (SOEs).

 

Order this article in the electronic library

 

UDC 622.692.4:665.5.051

 

GAS INFRASTRUCTURE OF CENTRAL AND EASTERN EUROPE:

EITHER OR NOT HAVE MARKET COMPETITIVE ENVIRONMENTS

BEEN DEVELOPED? (ū. 42)

 

Ekaterina Sergeevna Orlova

 

Institute for Energy and Finance

6, bld.1, Arkhangelsky pereulok, 101000, Moscow, Russian Federatrion,

phone: 8 (495) 787-74-51,

e-mail: e_orlova@fief.ru

 

The EU energy policy involved formation of the single and competitive European gas market by the end of 2014. The ambitious plans are still far away from the target. The single European gas market is being developed now without setting up time limits. This article sheds light on the main reasons why the target has not been achieved yet. Among these reasons are the low gas markets liquidity and insufficient gas transportation infrastructure development in the Central and Eastern European countries.

 

Key words: EU; gas market; liquidity; gas transportation infrastructure; gas transportation facilities.

 

Order this article in the electronic library

 

 

JSC "ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-RESEARCH INSTITUTE OF ORGANIZATION, MANAGEMENT AND ECONOMICS OF OIL AND GAS INDUSTRY"

Main page of journal

ISSN 1999-6942

Научно-экономический журнал

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Январь 2016 г.                                        1                                Выходит 12 раз в год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СТРАТЕГИЯ

 

Андреев А.Ф., Оганова И.А. Риски реализации проектов освоения морских нефтегазовых месторождений в сложных природно-климатических и геолого-технических условиях (стр. 4-8)

 

Пудовина А.И. Стратегический подход к развитию системы корпоративного образования (стр. 9-13)

 

ЭКОНОМИКА

 

Ваганов Ю.В., Кустышев А.В. Оценка экономической эффективности сложных ремонтов скважин в изменившихся условиях эксплуатации газовых залежей (стр. 13-16)

 

Агарков С.А., Дорощенков А.В. Анализ стоимости обращения с отходами бурения в морских условиях и на берегу (стр. 16-21)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

 

Котляров И.Д. Задача распределения функций между различными аутсорсерами (стр. 21-24)

 

Зубарева В.Д., Калиненко Е.А. Эволюция договорных отношений и моделей контрактов в нефтеперерабатывающей промышленности (стр. 24-29)

 

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Салина Т.К. Подход к определению показателей оценки первичных энергоресурсов ТЭК региона (стр. 30-35)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ БИЗНЕС

 

Бирюков Е.С. Роль и место государственных компаний в экономике монархий Аравийского полуострова (стр. 35-41)

 

Орлова Е.С. Газотранспортная система Центральной и Восточной Европы: сформированы ли технические предпосылки для конкурентного рынка? (стр. 42-47)

 

Информационные сведения о статьях (стр. 48-52)

 

Перечень статей, опубликованных в НЭЖ "Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом" в 2015 г. (стр. 53-58)

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАТЬЯХ

 

УДК 658.014.41:16

 

РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ

МЕСТОРОЖДЕНИЙ В СЛОЖНЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ И

ГЕОЛОГО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (с. 4)

 

Александр Федорович Андреев, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой "Производственный менеджмент",

Ирина Александровна Оганова, аспирантка кафедры "Производственный менеджмент"

 

ФГБОУ ˝Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина˝

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65, корп. 1,

тел.: 8 (499) 507-81-22, 8(495) 380-72-30,

e-mail: pro_men@list.ru

 

Стратегические направления в увеличении объемов добычи нефти неразрывно связаны с освоением нефтегазовых месторождений континентального шельфа. Одним из основных этапов освоения морских месторождений является строительство поисково-разведочных скважин. Конечная стоимость бурения одной поисково-разведочной скважины зависит от ряда факторов – глубины моря, природно-климатических и гидрометеорологических условий, удаленности от берега, существующей инфраструктуры, фактической глубины скважин и т. д., и может достигать более сотни млн дол. США. Суровые природно-климатические и геолого-технические условия бурения, значительные глубины морей требуют поиска и разработки адекватных научно-технических, проектных и организационных решений как на стадии проектирования, так и на стадии строительства поисково-разведочных скважин. Будучи чрезвычайно капиталоемкими, такие инвестиционные проекты должны опираться на результаты анализа экономической эффективности и оценки рисков. Поэтому создание обоснованных подходов к технико-экономической оценке рисков бурения морских скважин является весьма актуальной проблемой.

 

Ключевые слова: освоение морских месторождений; поисково-разведочные скважины; риски в нефтегазовой отрасли; оценка рисков; лицензии и разрешительные документы; методы оценки рисков инвестиционных проектов.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 005.53:622.276

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ

КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (с. 9)

 

Анастасия Ивановна Пудовина, канд. экон. наук, доцент

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы"

450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а,

тел.: 8 (347) 273-57-91,

e-mail: ksp-ai@yandex.ru

 

Сегодня развитие корпоративных образовательных систем идёт к модели стратегического менеджмента, что вызвано глобализацией рынков, коренными изменениями технологий, переменами в структуре рабочих мест и на рынке труда, ориентацией на высокие доходы собственников, быстрыми и непрерывными организационными изменениями, которые являются кардинальными и долгосрочными.

Стратегический менеджмент нацелен на долгосрочные результаты и базируется на постоянном учёте изменений внешней среды, отличающейся большой неопределённостью. Ключ к овладению искусством организационных перемен, а следовательно, к обеспечению поступательного развития корпораций лежит в эффективном, непрерывном развитии её человеческих ресурсов и корпоративной образовательной системы.

Разработка стратегии корпоративной образовательной системы компании должна предусматривать такие важнейшие её элементы, как формирование и реализацию единой системы стратегического управления корпоративной образовательной системой компании, через непрерывное образование на основе системного и целевого подхода.

Стратегический подход к развитию корпоративной образовательной системы позволяет создать в компании систему обучения руководителей и специалистов, опирающуюся, в основном, не на административные методы, а на экономические стимулы и социальные гарантии, сближающие интересы работников и топ-менеджмента компании в достижении высокой производительности труда, эффективности производства и управления, высокого качества продукции и наилучших экономических результатов компании.

 

Ключевые слова: стратегический менеджмент; человеческие ресурсы (человеческий капитал); корпоративная образовательная система; опережающее образование персонала; концепция корпоративной образовательной системы.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.279

 

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СЛОЖНЫХ РЕМОНТОВ СКВАЖИН В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ

ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВЫХ ЗАЛЕЖЕЙ (с. 13)

 

Юрий Владимирович Ваганов, канд. техн. наук, доцент,

Александр Владимирович Кустышев, д-р техн. наук, профессор

 

Тюменский государственный нефтегазовый университет

625038, Россия, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 3,

e-mail: wagan_yr@mail.ru, kustishev@tngg.info

 

Проведенный анализ капитальных ремонтов скважин показал, что увеличение продолжительности ремонтов газовых скважин произошло за счет дополнительных операций, связанных с расширением контроля в области промышленной безопасности, повышением требований контроля над качеством проведенных работ, обусловленных длительной эксплуатацией газовых месторождений.

Увеличение доли сложных ремонтов от общего количества ремонтов скважин предопределено применением сложной техники, оборудования и инструментов, разнообразием применяемых технологических растворов и композиций, что, в свою очередь, оказало влияние на общую стоимость капитального ремонта.

В статье рассмотрен метод оценки экономической эффективности сложных ремонтов нефтяных и газовых скважин, который позволяет определить рациональность внедрения новых технологий ремонта скважин в изменившихся условиях эксплуатации газовых месторождений.

 

Ключевые слова: скважина; капитальный ремонт; экономическая эффективность; сложные ремонты; трудоемкость.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 504.064.47

 

АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ БУРЕНИЯ

В МОРСКИХ УСЛОВИЯХ И НА БЕРЕГУ (с. 16)

 

Сергей Анатольевич Агарков, д-р экон. наук, профессор,

Андрей Викторович Дорощенков, аспирант кафедры управления социально-экономическими системами

 

Мурманский государственный технический университет (МГТУ)

183010, Россия, г. Мурманск, ул. Спортивная, 13,

e-mail: AgarkovSA@mstu.edu.ru, da0718@gmail.com

 

Принятие решения выбора оптимального обращения с отходами бурения при морском бурении является важной задачей для каждого недропользователя. Решению указанного вопроса может способствовать детальный анализ валовой стоимости планируемой к осуществлению деятельности. В статье определен порядок и рассмотрены структура валовой стоимости, а также динамика слагающих указанную стоимость категорий затрат, деятельности обращения с отходами в случаях ее осуществления на берегу (в частности, размещения отходов бурения в объектах размещения отходов) и в морских условиях (в частности, осуществления обратной закачки отходов бурения в пласт). Валовая стоимость закачки отходов бурения в пласт определялась в зависимости от способа владения специальным оборудованием: его приобретения в собственность или аренды. Динамика слагающих валовую стоимость категорий затрат наблюдалась для определенной в статье конструкции скважины, в зависимости от удаленности ее от базы снабжения бурения на берегу и глубины ее забоя.

 

Ключевые слова: отходы бурения; технологический цикл отходов; структура стоимости; стоимость обращения с отходами бурения.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 334.7

 

ЗАДАЧА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ

МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ АУТСОРСЕРАМИ (с. 21)

 

Иван Дмитриевич Котляров, канд. экон. наук,  доцент

 

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (г. Санкт-Петербург)

193171, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55, корп. 2,

e-mail: ivan.kotliarov@mail.ru

 

В статье показано, что функция может быть передана на исполнение нескольким аутсорсерам. Предложены два подхода к решению задачи оптимального распределения функции между аутсорсерами (по критериям максимизации качества выполнения функции и минимизации затрат на ее выполнение). Дана математическая формализация обоих подходов к решению этой задачи.

 

Ключевые слова: аутсорсинг; аутсорсер; критерий принятия решения.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 330.3

 

ЭВОЛЮЦИЯ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МОДЕЛЕЙ КОНТРАКТОВ

В НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (с. 24)

 

Валентина Дмитриевна Зубарева, д-р экон. наук, профессор кафедры финансового менеджмента,

Екатерина Андреевна Калиненко, аспирантка кафедры финансового менеджмента

 

ФГБОУ "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина"

119991, Россия, г. Москва, Ленинский просп., 65, корп. 1,

тел.: 8(499) 135-76-76, 8(499) 233-93-74,

e-mail: ms.kalinenko@mail.ru

 

В статье рассматриваются текущее состояние рынка инжиниринговых услуг для нефтеперерабатывающей промышленности, причины и объективная необходимость развития контрактных схем с целью повышения эффективности реализации проектов. В отличие от смежных отраслей ТЭК (электроэнергетики, добычи нефти и газа, нефтехимии), проекты строительства и реконструкции НПЗ имеют ряд особенностей, обусловивших распространение контрактов "под ключ" с фиксированной стоимостью. Значительную роль в выборе стратегий взаимодействия заказчиков с подрядчиками играет также структура рынка инжиниринга, в которой наибольшие доли занимают дочерние инжиниринговые структуры ВИНК и филиалы ведущих иностранных подрядчиков. Авторами предложена классификация форм и типов контрактов, характерных для нефтепереработки, а также проведено сравнение преимуществ зарубежных комплексных контрактов (ЕРС, ЕРСМ и др.), благодаря которым возможно увеличение качества исполнения проектов, выполнение требований по срокам и бюджету работ. Представлен прогноз дальнейшего роста количества заключаемых контрактов на основе ЕРС-моделей, а также проанализированы факторы, способствующие данному процессу. Существует ряд трудностей, препятствующих созданию конкурентной среды на рынке и укреплению позиций отечественных подрядных организаций, однако путем совместных усилий государства, компаний и профессиональных сообществ ведется работа по совершенствованию существующих отношений в сфере ведения инжиниринговой деятельности и заключения контрактов.

 

Ключевые слова: инжиниринговые услуги; нефтепереработка; ЕРС-контракты; контрактные отношения; рынок сервисных услуг; формы контрактов; подрядчики; проектирование нефтегазовых объектов.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 336.6

 

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ

ПЕРВИЧНЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ТЭК РЕГИОНА (с. 30)

 

Татьяна Константиновна Салина, канд. экон. наук, доцент кафедры прикладной математики и экономико-математических методов

 

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21,

e-mail: salinatanya@mail.ru

 

В статье представлен подход к определению показателей оценки первичных энергоресурсов топливно-энергетического комплекса региона, всесторонне учитывающего состояние первичных энергоресурсов. Сложность создания такого подхода обусловлена тем, что все показатели оценки первичных энергоресурсов не существуют автономно, а имеют большое количество взаимосвязей. Оценка первичных энергоресурсов для обеспечения развития ТЭК региона должна проводиться на основе применения комплексных методов, сочетающих количественный анализ экономических, социальных и экологических показателей и их качественную оценку, которая трудно поддается формализации. В статье рассматриваются следующие группы показателей оценки первичных энергоресурсов: экономические, технологические, энергетические, социальные, экологические, раскрывается их содержание.

 

Ключевые слова: первичные энергоресурсы; ТЭК; показатели оценки; эффективность.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 327.56

 

РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ МОНАРХИЙ

АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА (с. 35)

 

Евгений Сергеевич Бирюков, канд. экон. наук, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей

 

МГИМО (У) МИД России

119454, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, 76,

e-mail: biryukov_e@mail.ru

 

В экономике многих развивающихся стран важную роль играют компании, принадлежащие государству. В статье рассмотрен малоизученный в отечественной литературе вопрос о роли государственных компаний в экономике стран Аравийского п-ова. Показаны отраслевое распределение данных компаний, их место в экономическом развитии аравийских монархий, значение в создании и развитии новых отраслей и межотраслевых кластеров. Прослежена эволюция подхода государств региона к данному виду компаний. При этом показано, что аравийские страны продолжают опираться на государственные компании в стратегиях своего развития, в том числе создавая подобные компании в новых отраслях. Отражена специфика взаимодействия данных компаний с министерствами и ведомствами стран региона. При этом изучена роль суверенных инвестиционных фондов и других государственных институциональных инвесторов в инвестировании в акции государственных компаний. Рассмотрена политика государственных компаний стран Аравийского п-ова по зарубежному инвестированию средств, в целях расширения спроса или получения новых управленческих и технологических компетенций.

 

Ключевые слова: ССАГПЗ; Саудовская Аравия; суверенные инвестиционные фонды; государственные корпорации; государственные предприятия.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 622.692.4:665.5.051

 

ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ:

СФОРМИРОВАНЫ ЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ДЛЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА? (с. 42)

 

Екатерина Сергеевна Орлова, старший эксперт сектора "Газовые рынки" Энергетического департамента

 

Фонд "Институт энергетики и финансов"

101000, Россия, г. Москва, Архангельский пер., 6, стр. 1,

тел.: 8 (495) 787-74-51,

e-mail: e_orlova@fief.ru

 

Европейский союз планировал до конца 2014 г. закончить формирование единого рынка газа. План не был выполнен. В настоящее время этот процесс продолжается, но в ближайшей перспективе создание единого рынка газа в Европе не представляется возможным. В данной статье описаны основные причины отсутствия возможности решения ключевой задачи Европейского союза – создание единого рынка газа в ближайшее время, которые связаны с недостаточной ликвидностью рынков газа стран Центральной и Восточной Европы, а также с неразвитостью их газотранспортной системы.

 

Ключевые слова: Европейский союз; рынок газа; ликвидность; газотранспортная система; газотранспортные мощности.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

 

ОАО «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Главная страница журнала