ISSN 1999-6942

Научно-экономический журнал

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Август 2021 г.                         8(200)              Выходит 12 раз в год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СТРАТЕГИЯ

 

Синельников А.А., Булискерия Г.Н., Хаустов Ю.А. Критерии выбора поставщиков материально-технических ресурсов и услуг в условиях аутсорсинга (стр. 5‑12)

 

Кокшаров В.А., Киршина И.А. Концептуальный подход к потреблению природного газа как объекту стратегического управления энергопотреблением (стр. 13‑18)

 

ЭКОНОМИКА

 

Голыжникова Д.Ю. Влияние транспорта и его отдельных видов на рост экономики и ВВП России (стр. 19‑25)

 

Даудова А.А. Отраслевые стандарты и факторы, способствующие технологическому развитию топливно-энергетического комплекса (стр. 26‑31)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

 

Полтавцева Е.А. Правовые риски при оценке нефтегазовых проектов и типичная процедура вхождения в нефтегазовый проект (стр. 32‑35)

 

Маслак О.В., Руднева Л.Н., Руденок О.В. Развитие бережливого производства на предприятиях нефтяной отрасли (стр. 36‑41)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ БИЗНЕС

 

Еремина И.Ю., Шешина А.А. Развитие человеческого капитала в Китае и России: сравнительные аспекты (стр. 42‑47)

 

Айсанова Ж.А. Формирование рынка газомоторного топлива: опыт Китая, Италии и Германии (стр. 48‑53)

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАТЬЯХ

 

УДК (622.276+622.279):338.462          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-5-12

 

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА (с. 5)

 

Александр Александрович Синельников, д-р экон. наук, канд. техн. наук, профессор,

Гванца Нугзаровна Булискерия, канд. экон. наук, доцент,

Юрий Андреевич Хаустов

 

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

г. Москва, Россия,

e-mail: sinelnikov_rgung@mail.ru, buliskeriya.gn@gubkin.ru

 

В работе рассматривается проблема выбора поставщиков материально-технических ресурсов и услуг для обеспечения потребностей инвестиционных проектов вертикально интегрированной нефтегазовой компании. Предлагается оценочная процедура для поиска и отбора лучшей среди взаимно исключающих альтернатив и определения потенциально возможных претендентов в условиях аутсорсинга. Ее главным преимуществом является легкость для понимания и простота в применении. Демонстрируется пример расчета критериев и рангов на основе сбора информации о потенциальных поставщиках, ее систематизации по выбранным критериям и отбору приоритетных решений.

 

Ключевые слова: стратегия закупок; поставщики материально-технических ресурсов и услуг; аутсорсинг; факторы и критерии отбора; модель выбора сервисной компании.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.45:690.9          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-13-18

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОТРЕБЛЕНИЮ ПРИРОДНОГО ГАЗА
КАК ОБЪЕКТУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕМ
(с. 13)

 

Владимир Алексеевич Кокшаров1, 2, д-р экон. наук, профессор,

Ирина Артуровна Киршина1, 3, канд. экон. наук, доцент

 

1 ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"

г. Екатеринбург, Россия,

e-mail: vakoksharov@mail.ru, i.kirshina@yandex.ru

 

2 ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет путей сообщения"

г. Екатеринбург, Россия

 

3 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

г. Москва, Россия

 

Современные концептуальные подходы к стратегическому управлению природным газом на промышленных предприятиях не позволяют комплексно и системно управлять его энергопотреблением, и это сказывается на эффективности использования природного газа в целом. Поскольку природный газ является универсальным энергетическим ресурсом, то его роль в эффективном формировании энергетического баланса становится ключевым фактором устойчивого экономического роста и экологической безопасности промышленных предприятий.

Авторами предложен концептуальный подход к стратегическому управлению потреблением природного газа, который включает схему целевых организационно-экономических установок управления структуризацией повышения эффективности потребления природного газа при формировании энергетического баланса предприятия.

Данный подход позволяет сформировать алгоритм формирования механизма управления энергоэффективным использованием природного газа, где центральное место отводится теории биматричных игр, что позволит обеспечить возможность учесть все факторы неопределенности и риска одновременно при взаимодействии промышленного предприятия и газовой компании.

 

Ключевые слова: управление; топливно-энергетический баланс; модель; природный газ; проект; критерий; стратегия; эффективность.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.47          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-19-25

 

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТА И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
НА РОСТ ЭКОНОМИКИ И ВВП РОССИИ (с. 19)

 

Дарья Юрьевна Голыжникова

 

Институт Народнохозяйственного Прогнозирования РАН

г. Москва, Россия,

e-mail: dariagol@ecfor.ru

 

Транспортная отрасль на протяжении многих лет играет важную роль в развитии экономики России в силу ее территориальных и климатических особенностей. При этом разнообразные виды транспорта, используемые в нашей стране, по-разному влияют на экономику. Несомненна актуальность исследования роли транспортной отрасли и ее отдельных секторов в формировании валового внутреннего продукта России и обеспечении ее эффективного экономического развития.

В статье проводится анализ влияния транспортной отрасли и ее отдельных секторов на рост экономики и валового внутреннего продукта России за последние 20 лет. С целью оценки эффективности транспортной отрасли рассчитывается показатель транспортоемкости валового внутреннего продукта, сравнивается его значение при расчетах в рублях и в долларах США. Рассматривается влияние курса валют на деятельность транспортных компаний. В исследуемом периоде происходит сокращение транспортоемкости, что положительно сказывается на развитии экономики России. Однако влияние экономического кризиса и пандемии коронавируса, повлекшей за собой самоизоляцию граждан и закрытие границ, отрицательно сказалось на транспортоемкости валового внутреннего продукта. Кроме того, результаты исследования показали, что все виды транспорта в России (железнодорожный, морской, внутренний водный, трубопроводный, автомобильный, воздушный) развиваются эффективно, ежегодно снижая транспортоемкость, тем самым оказывают положительное влияние на экономический рост страны. При этом наибольший вклад в экономическое развитие имеют трубопроводный и железнодорожный виды транспорта, на которые приходится наибольший грузооборот.

 

Ключевые слова: транспорт; транспортная отрасль; ВВП; экономический рост; транспортоемкость ВВП.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.45          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-26-31

 

ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ И ФАКТОРЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (с. 26)

 

Амира Анваровна Даудова, канд. экон. наук

 

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

г. Москва, Россия,

e-mail: Amira.rgu@mail.ru

 

Предметом исследования являются отраслевые стандарты ТЭК, их трансформация в условиях индустриализации и появления новых подходов к планированию производственных процессов, новых требований к технологической цепочке организации производства, а также новых компетенций, основанных на внедрении концепции "Индустрия 4.0".

Обосновать необходимость изменения требований к технологической схеме производства и оборудования ТЭК на базе концепции "Индустрия 4.0." и внести изменения в соответствующие отраслевые стандарты. Перечислить факторы, способствующие техническому развитию ТЭК, оценить проблемы и перспективы масштабной четвертой индустриализации и изменение профессиональных стандартов ввиду возникновения потребности в совершенно новых компетенциях.

Следует поэтапно, тщательно проанализировать действующую систему отраслевых стандартов, содержащих требования к организации технологических и производственных процессов в ТЭК, и разработать программу ее преобразования с учетом стремительно развивающейся индустриализации и цифровизации производственных процессов. В результате проведенной оценки внести изменения как в технологическую цепочку производства, так и в собственно технологические требования к оборудованию и качеству выпускаемого продукта. Этот вопрос достаточно серьезно стоит в ТЭК, так как продукция ТЭК является одной из самых потребляемых в мире, также имеет сложную цепочку производства, в том числе небезопасного.

ТЭК является одним из самых капиталоемких отраслей промышленности, в котором сосредоточено стратегически важное оборудование, отвечающее за энергоснабжение, газоснабжение и нефтепродуктообеспечение всей страны. В настоящее время полностью меняется подход к организации производственных и технологических процессов производства, требования к технологическим процессам реализуются в рамках производственных систем на базе концепции "Индустрия 4.0". Цифровые технологии становятся основой нового технологического уклада "Индустрии 4.0", в основе которой лежит математическое (программное) моделирование внешних объектов и процессов их функционирования. Создаются "цифровые копии" (Digital Twin) физических объектов, оборудования, заводов, физическая и программная части объекта плотно интегрируются и являются "неотделимыми" в цифровой экономике.

Необходимо направить развитие всех отраслей промышленности, первостепенно ТЭК – как одну из наиболее востребованных, на ускоренное инновационное и технологическое развитие на базе концепции "Индустрия 4.0". Новые тенденции сопровождаются необходимостью трансформации отраслевых стандартов ТЭК, связанных с повышением требований, цифровизацией, автоматизацией и внедрением новых форматов управления и организации процессов производства. Актуальным является формирование механизмов координации взаимодействия университетских центров, индустриальных парков и отраслевых центров прикладной науки, необходимых для повышения уровня компетенции сотрудников и изменения профессиональных стандартов. Также требуется запустить процесс реиндустриализации российской промышленности на основе возрождения отечественного станкостроения, выпуска высокопроизводительных машин и оборудования для модернизации ТЭК.

 

Ключевые слова: отраслевой стандарт; технологическое развитие; индустриализация; цифровизация; производство; жизненный цикл продукта; развитие технологий ТЭК.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 721.33          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-32-35

 

ПРАВОВЫЕ РИСКИ ПРИ ОЦЕНКЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ И
ТИПИЧНАЯ ПРОЦЕДУРА ВХОЖДЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВЫЙ ПРОЕКТ (с. 32)

 

Екатерина Андреевна Полтавцева, заместитель начальника отдела правового сопровождения российских и зарубежных проектов Договорно-правового управления

 

АО "Зарубежнефть"

г. Москва, Россия,

e-mail: epoltavtseva@nestro.ru

 

В предлагаемой статье автором предпринята попытка обобщить некоторые аспекты проведения комплексной юридической оценки нефтегазовых проектов, присущие разным юрисдикциям; типичные риски, выявляемые в ходе проверок. Указаны некоторые варианты митигации выявленных рисков. Описана общая последовательность шагов, предпринимаемых для вхождения в нефтегазовый актив. Приведены примеры из практического опыта автора, которые могут представлять интерес для юристов, риск-менеджеров, занятых в оценке нефтегазовых проектов, и в целом для переговорных команд.

 

Ключевые слова: соглашение о разделе продукции; риски; комната данных; комплексная проверка; Ассоциация специалистов по нефтегазовым переговорам (AIPN); соглашение о купле-продаже доли участия в СРП;  соглашение о купле-продаже доли участия в Договоре концессии; соглашение о совместной деятельности; слияние и поглощение.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 331.1          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-36-41

 

РАЗВИТИЕ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ (с. 36)

 

Ольга Владиславовна Маслак, начальник Управления технико-экономической оценки проектов

 

Филиал ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" "КогалымНИПИнефть" в г. Тюмени

г. Тюмень, Россия,

e-mail: maslakov@tmn.lukoil.com

 

Лариса Николаевна Руднева, д-р экон. наук, профессор,

Ольга Владимировна Руденок, канд. экон. наук, доцент

 

Тюменский индустриальный университет

г. Тюмень, Россия,

e-mail: rudnevaln@tyuiu.ru, rudenokov@tyuiu.ru

 

На современном этапе развития экономики высокую актуальность приобретают вопросы непрерывного повышения эффективности использования производственных ресурсов, совершенствования организации производства, труда и управления. Особую востребованность в решении данных вопросов приобрели модели менеджмента, ориентированные на оптимизацию бизнеса при неизменном сокращении затрат. К их числу следует отнести концепцию "бережливого производства", которая получила широкое распространение и доказала свою эффективность в различных отраслях экономики. В статье дается анализ этапов развития и трансформации принципов бережливого производства на предприятиях нефтяной отрасли России. Представлены успешные практики использования Lean-технологий, позволяющие оптимизировать производственные процессы, снизить непроизводительные затраты и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также сохранять стабильность в условиях изменяющейся внешней среды.

 

Ключевые слова: бережливое производство; Lean-технологии; концепция "бережливого производства"; нефтяная отрасль; оптимизация бизнеса; предприятие; система непрерывных улучшений; система операционной эффективности; эффективность.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 331.108          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-42-47

 

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КИТАЕ И РОССИИ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (с. 42)

 

Ирина Юрьевна Еремина, д-р экон. наук, профессор,

Анастасия Алексеевна Шешина

 

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

г. Москва, Россия,

e-mail: irinargung@mail.ru, anastasia26012001@mail.ru

 

В статье рассмотрено, что человеческий капитал выступает в качестве ключевого производительного и социального фактора развития национальной экономики. Проведен анализ и выявлено, что в эру технического прогресса успешными становятся страны с развитой научной, технологической и финансовой инфраструктурой, способные производить наукоемкую продукцию. В статье подробно обобщено с точки зрения теории и методологии эволюционное развитие категории человеческого капитала. Осуществлено сопоставление показателей по формированию отечественных инновационных систем на примере Китая и России. Выдвинуты предложения об инновационном прорыве развития человеческого капитала в XXI в. на примере Китая, где темпы развития науки и внедрения технологий создают современные товары и услуги, которые завоевывают мировые рынки.

 

Ключевые слова: человеческий капитал; инновации; инновационная деятельность; образование; технический прогресс; трудовые ресурсы.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

УДК 338.2          DOI: 10.33285/1999-6942-2021-8(200)-48-53

 

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА:
ОПЫТ КИТАЯ, ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ (с. 48)

 

Жаннета Александровна Айсанова

 

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

г. Москва, Россия,

e-mail: Janneta_aa@mail.ru

 

В статье анализируется опыт становления рынков газомоторного топлива (ГМТ) стран, как лидирующих в этом направлении, так и занимающих относительно скромные позиции. Успех Китая и Италии, которая раньше других приступила к реализации программ перехода на газ в попытке отказаться от более дорогих нефтепродуктов, обусловлен особой ролью государства, которое либо непосредственно инвестирует средства в данную отрасль, либо создает мощные стимулы для развития газозаправочной инфраструктуры и поддержки автовладельцев. Более медленное развитие рынка газомоторного топлива демонстрирует Германия, где сохраняются достаточно высокими налоги на использование углеводородного топлива и парк электромобилей растет опережающими темпами, а меры поддержки автовладельцев оказались не столь эффективны. Как следствие, здесь особенно интенсивно растет парк электромобилей. Также в статье рассмотрены возможности использования разных аспектов международного опыта для развития рынка ГМТ в России.

 

Ключевые слова: газомоторное топливо; компримированный природный газ (КПГ); сжиженный углеводородный газ (СУГ); сжиженный природный газ (СПГ); нефтяные шоки.

 

Заказать статью в электронной библиотеке

 

 

ФГАОУ ВО "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА"

Главная страница журнала